Телеканал «Звезда» на facebook
18+

На страже рубежей: интервью с командующим дальней авиацией ВКС России Сергеем Кобылашем

01:01 23.12.2020
Сергей Кобылаш дал большое интервью еженедельнику «Звезда» к 106-летию дальней авиации.
На страже рубежей: интервью с командующим дальней авиацией ВКС России Сергеем Кобылашем
© Фото: Минобороны РФ
Читайте нас на:

Какие задачи дальняя авиация выполняла и выполняет сегодня, еженедельнику «Звезда» рассказал командующий дальней авиацией ВКС России Сергей Кобылаш.

23 декабря дальней авиации России исполняется 106 лет. Расскажите, пожалуйста, какова структура дальней авиации? Какая техника стоит на вооружении и какие вопросы решает дальняя авиация сегодня?

- Дальняя авиация берет свое начало от эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец» – первого в мире соединения тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков. Решение о создании эскадры 23 декабря 1914 года утвердил император Николай II. Начальником эскадры стал генерал-майор Шидловский М.В.

Сегодня развитие боевой авиации – важнейшее направление военной политики государства, которое уделяет приоритетное внимание подготовке высококлассных специалистов, оснащению дальней авиации самыми современными образцами техники.

Командование дальней авиации - это объединение Воздушно-космических сил России, которое является средством Верховного Главного командования, способным гибко реагировать на изменения военно-политической и стратегической обстановки в мире

Структура командования дальней авиации за последние годы изменений не претерпела. Сегодня на вооружении стоят: стратегические ракетоносцы (Ту-160, Ту-95МС), дальние бомбардировщики (Ту-22М3), самолеты-заправщики (Ил-78) и другие типы авиационной техники.

- Одной из задач, выполняемых дальней авиацией, является воздушное патрулирование. В чем специфика мероприятия? Как проходит взаимодействие в воздухе с летчиками иностранных государств, сопровождающих самолеты дальней авиации ВКС России?

- Дальняя авиация регулярно выполняет полеты на воздушное патрулирование. Как правило, полеты стратегических ракетоносцев обеспечивают самолеты-заправщики, что позволяет увеличить пространственные и временные показатели боевых возможностей сил (средств), назначенных к выполнению задач стратегического сдерживания.

Специфика воздушного патрулирования заключается в выполнении полетов за пределами территориальных вод в воздушном пространстве над открытым морем с выполнением попутной и встречной дозаправок топливом в полете, при этом основные усилия, сосредоточены на обеспечении высокого уровня безопасности полетов воздушных судов. Все это, безусловно, требует от наших экипажей знаний и навыков, профессионального мастерства и высокой летной выучки.

Все полеты осуществляются в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства.

- Недавно экипажи Ту-160 обновили рекорд по продолжительности беспосадочного полета. Как проводилась подготовка к такому мероприятию? Как оцените работу экипажей при выполнении данного полета?

- При проведении полетов, особенно длительных, важно все: состояние авиационной техники, подготовка экипажа (слаженность, выучка, физическое и психологическое состояние). Подготовка экипажей проводилась не только за штурвалами боевых самолетов, но и в штабах, где уточнялись все обеспечивающие мероприятия (место, время, действия). Проходила также отработка экипажами всех возможных нештатных ситуаций на тренажере.

Полет двух Ту-160 проходил над нейтральными водами центральной части Северного Ледовитого океана, Тихого океана, Карского моря, Моря Лаптевых, Восточно-Сибирского, Чукотского, Баренцева морей. Ракетоносцы взлетели и сели на аэродроме Энгельс.

Несомненно, экипажи сверхзвуковых стратегических ракетоносцев Ту-160, пробыв в воздухе 25 часов 25 минут и преодолев около 20 тысяч километров, в полном объеме справились со всеми поставленными задачами. Одной из которых была дозаправка в воздухе. С приемом максимального количества топлива в воздухе экипажи справились на «отлично», совершив 3 дозаправки в воздухе, приняв от 6-ти самолетов Ил-78 более 130 тонн.

Столь продолжительный полет позволил не только проверить возможности экипажей действовать в различных климатических и иных сложных условиях, но и оценить работу авиационной техники при полете на высокую дальность.

- Какие модернизированные образцы техники поступают сегодня в состав дальней авиации? В чем особенность данных типов в сравнении с предыдущими образцами техники? Какие самолеты планируется поставлять в дальнюю авиацию в ближайшем будущем?

- Процесс перевооружения строевых стратегических ракетоносцев и дальних бомбардировщиков дальней авиации на современные образцы техники и вооружения происходит в соответствии с планом.

Так, при модернизации самолета Ту-95МС, планер самолета и некоторые другие агрегаты останутся неизменны. Однако часть устаревшего радиоэлектронного оборудования будет заменена новыми приборами: существующую радиолокационную станцию заменит новая, чьи характеристики в разы выше предшественника. Также в самолетах установят модернизированный бортовой комплекс обороны.

Для повышения летных характеристик самолеты будут оснащены улучшенными авиационными двигателями и получат новые воздушные винты, что повысит экономичность, увеличит дальность полета и боевой радиус самолета.

Одной из главных целей модернизации, несомненно, является оснащение самолетов новейшим вооружением. Новый прицельно-навигационный комплекс, устанавливаемый на самолет в ходе модернизации, полностью совместим с перспективными ракетами и выполняет все необходимые операции при их применении.

Также в соответствии с принятым решением продолжается разработка ПАК ДА. Перспективный авиационный комплекс - это абсолютно новый уровень техники с выдающимися летными и техническими характеристиками, не типичной для наших самолетов аэродинамической схемой, современными авиационными двигателями, глубокой интеграцией интеллектуальных систем, не имеющих аналогов в мире.

- В декабре 2017 года состоялся перелет наших стратегических ракетоносцев Ту-95МС на аэродром Биак Республики Индонезия. Не могли бы Вы рассказать об этой операции? Зачем это было нужно? С какими трудностями столкнулись пилоты в ходе выполнения операции? В чем специфика полетов над южной частью Тихого океана?

- Действительно, в декабре 2017 года 2 самолета Ту-95МС с обеспечивающими силами выполнили полеты с дозаправкой топливом в воздухе в отдаленных районах Азиатско-Тихоокеанского региона и впервые произвели посадку на аэродроме Биак Республики Индонезии.

Мы давно практикуем подобные полеты в разные регионы мира. Это позволяет решить широкий круг задач – от проверки надежности работы техники в различных климатических и географических условиях, подготовки экипажей к работе в нестандартной обстановке, до расширения возможностей военного и экономического сотрудничества в различных регионах мира и повышения международного престижа России.

Особенностью выполнения полета в республику Индонезия была подготовка экипажей к выполнению полетов в южной части Тихого океана, большая продолжительность полета над его акваторией, в условиях южных широт. Также в рамках перелета экипажами дальней авиации была отработана посадка на новый аэродром в сложных погодных условиях с учетом специфики местных радиотехнических средств и управления.

Полет проходил в районах сильной грозовой деятельности с высокой облачностью. Перед экипажами стояла задача выбора оптимального  маршрута полета на заданной высоте с учетом обхода зон грозовой деятельности, что требовало от летного состава профессионального мастерства в самолетовождении и навигации. Посадка на аэродроме Биак выполнена в условиях ограниченного использования радиотехнических средств аэродрома с учетом особенностей управления. Но наши экипажи, преодолев все трудности, с честью и достоинством выполнили поставленную задачу.

- В какие регионы еще выполнялись полеты экипажами дальней авиации за последние годы? Как проявили себя летный и инженерно-технический состав, авиационная техника? Удалось ли выполнить поставленные задачи?

- Дальняя авиация регулярно расширяет регионы своего присутствия. За последние три года наши экипажи выполняли перелеты с дружественным визитом в Южно-Африканскую Республику, Боливарианскую Республику Венесуэла, Республику Индонезия.

В 2019 году впервые были выполнены полеты в ЮАР.

В международном дружественном визите в ЮАР приняли участие авиационная тактическая группа командования дальней авиации (2 самолета Ту-160 с обеспечивающими силами и самолетами сопровождения Ан-124 «Руслан» и Ил-62) и представители военной делегации ВС РФ, летный и инженерно-технический состав. 

Кроме того в 2019 году впервые выполнено совместное воздушное патрулирование самолетов Ту-95МС ВКС РФ и китайских самолетов
Хун-6К ВВС НОАК над акваторией Восточно-Китайского моря. В рамках полетов экипажами дальней авиации были отработаны порядок взаимодействия с авиацией ВВС НОАК по порядку встречи, сбора общего боевого порядка и выполнения задачи. Построение единого боевого порядка и взаимодействие экипажей в воздухе проходили по установленной схеме с ведением радиообмена на английском языке и под управлением российского самолета радиолокационного дозора и наведения А-50.

Среди задач международных дружественных визитов в Венесуэлу и ЮАР можно выделить подготовку летных экипажей к полётам в разных регионах мира, различных метео- и климатических условиях, проверку работоспособности авиационной техники в новых условиях, а также обмен опытом в совершении совместных и дальних полетов, ведении радиообмена и отработка других вопросов взаимодействия.

Повторюсь, что главным условием подобных полетов является обязательное соблюдение международных правил использования воздушного пространства.

- Расскажите, как организована работа по освоению Арктического региона. Какие аэродромы способны принимать самолеты дальней авиации? Как эти аэродромы задействованы в боевой подготовке? Какова специфика выполнения полетов в данном регионе?

- Дальняя авиация работает в Арктике со времен СССР и имеет богатый опыт полетов в сложных полярных условиях. Мы на регулярной основе проводим различные учения и тренировки на северных направлениях, как самостоятельно, так и совместно с другими видами и родами войск ВС РФ.

Арктика, воздушное пространство Северного Ледовитого океана и прилегающих морей, традиционно являлись районами полетов  стратегических ракетоносцев дальней авиации.

Начиная с 2017 года к выполнению специальных полетов, решению практических задач в ходе проведения летно-тактических и межвидовых учений с выполнением учебных задач в акватории Берингова моря привлекаются самолеты Ту-22М3, используя при этом аэродром Анадырь.

Освоению аэродрома Анадырь экипажами самолетов дальней авиации предшествовала большая работа по изучению аэронавигационной и климатической обстановки в арктическом регионе, особенностей эксплуатации авиационной техники в условиях низких температур и иных условий.

Результатом работы дальней авиации по освоению Арктического региона я, как командующий дальней авиацией, в целом доволен. Россия имеет самую протяженную арктическую границу и богатый опыт исследований в Арктике, что вместе с системным подходом к освоению региона дает ей неоспоримое преимущество перед другими странами. В том числе в интересах повышения обороноспособности Российской Федерации, командование дальней авиации участвует в дальнейшем освоении новых аэродромов в Арктическом регионе.

- Вы освоили ряд самолетов – летали на Л-29, Су-7, Су-17, Су-17М4, Су-25, Су-30СМ, Су-34, Ан-26 и Ту-160. Выполняете ли Вы сейчас полеты в качестве летчика? Планируете ли расширить этот список каким-либо еще типом техники? Есть ли такое желание?

- Для летчика всегда большая радость освоить новый тип авиационной техники, сравнить и почувствовать новые возможности. Летчик должен летать, поддерживать и постоянно совершенствовать свое мастерство - это смысл его жизни, и я всегда стараюсь использовать имеющиеся возможности подняться в воздух.

Конечно, обязанности командующего дальней авиацией очень многогранны, требуют высокой отдачи и ответственности. Поэтому возможность проводить большое количество времени в воздухе у меня, к сожалению, появляется гораздо реже, чем у летчиков строевых частей. Однако, как командующий дальней авиацией, я стараюсь уделять полетам немалое внимание.

- 8 августа 2008 года «Грач» одного из Ваших боевых товарищей – Олега Молостова – вернулся с 88 пробоинами. Ваш штурмовик был сбит во время третьего боевого вылета и только второй ракетой. Как Вы охарактеризуете живучесть наших самолетов?

- Боевая живучесть – один из краеугольных камней победы в бою. Несомненно, это одна из важнейших характеристик не только авиационной, но и любой другой военной техники.

Богатейший опыт самолетостроения в нашей стране и наличие замечательной плеяды отечественных конструкторов, инженеров и других авиационных специалистов позволили создать такие уникальные образцы авиационной техники, аналогов которым в мире просто нет.

Случаи высокой боевой живучести Су-25 в Афганистане, на Кавказе и в Южной Осетии тому подтверждение. Неприхотливость и простота использования, надежность в бою нашей техники сыскала заслуженное уважение во всем мире. Взять, к примеру, вертолеты Ми-8, стоящие на вооружении более 30 стран мира.

Наша техника широко используется за рубежом и эксплуатанты не спешат ее списывать и заменять на западные аналоги. Кроме того, наша промышленность предлагает широкие возможности для модернизации техники, предел которой еще далеко не исчерпан.

- Не только техника, но и кадры нуждаются в периодическом обновлении. Как Вы можете охарактеризовать молодое поколение пилотов дальней авиации? В чем их подготовка отличается от Вашей подготовки? Как в целом организована подготовка летных кадров, начиная с ВУЗа и заканчивая Центром боевого применения и переучивания?

- Как я уже говорил, основа любого, даже самого лучшего, авиационного комплекса – это люди, которые его эксплуатируют: летчики, штурманы, инженеры и техники, специалисты наземных служб и многие другие, от кого зависит полное раскрытие боевых возможностей.

Подготовка любого авиационного специалиста задача сложная, трудоемкая. Качественная подготовка военных кадров сегодня – задача государственного масштаба.

В системе военных ВУЗов работает большое количество высококвалифицированного преподавательского состава, часто имеющего богатый служебный и боевой опыт. Широко в процесс обучения внедряются современные цифровые технологии, учебные заведения оснащаются современными тренажерными комплексами и компьютерными системами.

В дальнюю авиацию каждый год приходят молодые офицеры с хорошим уровнем подготовки и желанием служить на благо России. В дальней авиации созданы хорошие квартирно-бытовые условия для прохождения службы выпускниками ВУЗов, постоянно совершенствуется инфраструктура военных городков, принимаются меры по трудоустройству членов семей.

Центр боевого применения и переучивания летного состава (ЦБП и ЛПС) дальней авиации играет немалую роль в становлении авиационного персонала. Главными задачами Центра являются обучение молодых офицеров, получение ими знаний о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом отечественном и зарубежном опыте, теоретическом и практическом переучивании авиационного персонала, осуществление дополнительного профессионального образования. Экипажи ЦБП и ПЛС активно участвуют в освоении модернизированной авиационной техники и ее применении.

«Мастерство, Отвага, Достоинство, Честь» - это неотъемлемые качества, присущие не только летному составу, а всем военнослужащим дальней авиации. Командованию важны, как молодые кадры, так и военнослужащие с большим опытом за плечами. Среди «дальников» высоко развита преемственность поколений. Прибывшая молодежь охотно перенимает опыт и традиции, однако и бывалым военнослужащим, зачастую, есть чему поучиться у молодых офицеров.

В ДPУГИХ CMИ
Загрузка...
Вас заинтересует
Экспертное мнение и аналитика
Читать далее
читайте ниже следующую новость