Телеканал «Звезда» на facebook
18+

Гибель «Курска»: следственный эксперимент

10:10 12.08.2015
15 лет отделяют нас от того страшного августовского дня, когда произошла эта трагедия, ставшая тяжелым ударом для всей России, жуткой, леденящей кровь вестью.

15 лет отделяют нас от того страшного августовского дня, когда произошла эта трагедия, ставшая тяжелым ударом для всей России и унесшая жизни 118 моряков. Что произошло на подводной лодке «Курск» 12 августа? Что стало причиной двух роковых взрывов?  Почему морякам, находившимся в 9-м отсеке, не удалось выйти на поверхность?  Результаты работы сотни экспертов, уникальные материалы следствия в документальном фильме «Гибель Курска. Следственный эксперимент».

Лучшая в своем классе

Когда-то сам факт появления на свет нового атомного подводного ракетоносца К-141 (проект 949А, тип «Антей») оказался большой удачей. Период первой половины 1990-х годов выдался для отечественного флота непростым. Многие еще вполне боевые корабли были списаны, а денег на создание новых не хватало. Однако «Курск» был достроен: огромный подводный корабль длиной 154 метра и шириной 18,5 метра (для сравнения – такими размерами обладает девятиподъездный восьмиэтажный дом) вошел в строй российского ВМФ.

Называть корабли в честь городов-героев в те кризисные годы стало традицией. Их отдавали под шефство городам, в честь которых они были названы. И города не бросали своих подшефных. Повезло «Курску»: город-тезка помогал морякам всем, чем мог.

Картинка

Подводный линкор постоянно задействовался в учениях, походах, тренировках. В 1999 году «Курск» присутствовал в Средиземное море: во время военной операции НАТО он вел скрытое наблюдение за кораблями альянса. В августе-октябре 1999 года лодка участвовала в автономном походе в Атлантический океан, перед этим выполнив на «отлично» ракетные стрельбы на приз Главкома ВМФ России. По итогам 1999 года К-141 была признана лучшим кораблем соединения. Весь экипаж имел классную квалификацию либо мастера, либо специалиста 1-го и 2-го классов.

В последнее воскресенье июля 2000 года лодка участвовала в параде в честь Дня ВМФ в Северодвинске, а после «Курск» должен был выполнить ряд боевых упражнений в плановом учении флота, в том числе 12 августа – учебную стрельбу торпедой. Экипаж отрабатывал учебно-боевые задачи перед новым походом в составе группы кораблей в Средиземное море, который был назначен на середину октября.

«Курск» на связь не вышел

В субботу, 12 августа 2000 года, комплексные учения сил Северного флота вошли в свою наивысшую стадию. В восемь часов утра атомный подводный ракетный крейсер «Курск» вышел в назначенный район, о чем во время сеанса связи командир АПРК капитан 1 ранга Геннадий Лячин известил командный пункт флота.

На полигоне «Курск» должен был оставаться до полуночи. В 8:51 он вновь своевременно доложил на КП о выполнении условного ракетного удара по кораблям «противника». Далее, в период с 11:30 до 14:30, «Курск» должен был выполнить торпедную стрельбу по отряду боевых кораблей с применением практических торпед. Но в назначенное время наблюдатели не обнаружили торпедных атак. На командном пункте не видели и всплытия атомохода, доклада по результатам выполнения учебно-боевого упражнения здесь также не получали. Позднее выяснится – последние записи в журналах «Курска» были отмечены 11 часами 15 минутами.

По приказанию КП флота корабли и вертолеты осмотрели район возможного нахождения и всплытия АПРК. Но «Курск» так и не произвел на КП флота планового донесения по дальнейшим действиям в назначенном районе. Час спустя дежурной смене командного пункта, отработавшей к тому времени мероприятия, предусмотренные при отсутствии донесения от подводной лодки, а также дежурным силам флота была объявлена «Боевая тревога».

В итоге старший на КП – командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов – утвердил порядок действий сил, находящихся в море, и дежурных сил флота в базе по выходу в район и поиску пропавшего АПРК. На полигон с задачей поиска подлодки вылетел противолодочный самолет Ил-38.

На основе анализа визуального и технического обследования морского района, зоны освещения обстановки береговой системой наблюдения, маршрутов возможного нахождения «Курска» и отсутствия очередного планового донесения от подводников адмирал Попов объявил: «АПРК "Курск" считать аварийным. Ввести в действие в полном объеме план поиска и спасения аварийной подводной лодки».

Картинка

 

В страшное не хотелось верить

Силы флота по оказанию помощи затонувшим объектам вышли в район поиска. Там уже находились ТАРК «Петр Великий», БПК «Адмирал Чабаненко» и «Адмирал Харламов» с вертолетами на борту. Массированное применение разнородных сил СФ, объективный анализ обстановки постами командного пункта флота, оперативное перенацеливание сил на поиск позволили североморцам в кратчайшие сроки обследовать морской район и обнаружить АПРК. В 04:36 с «Петра Великого» доложили: «Курск» лежит на грунте, глубина – 108 метров, точность определения места – 300 метров».

Адмирал Попов вылетел на вертолете в район обнаружения атомохода. В дальнейшем именно он управлял спасательными силами флота в морском районе с борта «Петра Великого».

В страшное не хотелось верить. Капитан 1 ранга Геннадий Лячин, его заместитель по воспитательной работе капитан 2 ранга Александр Шубин, а также старший в походе – начальник штаба дивизии капитан 1-го ранга Владимир Багрянцев были профессионалами наивысшей пробы. За плечами у каждого был не только солидный срок службы в ВМФ, но и дальние практические плавания, сложные задачи, которые они решали на разных должностях.

«После «Тайфуна» наши корабли – самый удачный проект: запас плавучести – 30%, ракетные шахты – своего рода "буфер" между прочным и легким корпусами, – вспоминал исполнявший на тот момент обязанности командира дивизии командир однопроектного с "Курском" гвардейского АПРК "Воронеж" капитан 1 ранга Олег Якубин. – Я, как офицер, прослуживший на таких кораблях десять лет, всегда считал, что они непотопляемы».

Более двух недель североморцы вели в Баренцевом море битву за экипаж «Курска». Даже когда иссякла последняя надежда, спасатели не опускали рук. Сложные условия моря, волнение, сильные подводные течения, плохая видимость – все это затрудняло работы. Тем не менее, из кормовых отсеков АПРК удалось извлечь несколько погибших подводников. Из 9-го отсека водолазы достали двенадцать тел, а всего к 19 декабря из подводной лодки было извлечено 73 тела погибших. Данные, полученные в ходе работ, легли в основу технических расчетов подъема лодки в 2001 году. К счастью, атомный реактор «Курска» и его вспомогательные механизмы повреждены не были.

Последнее всплытие

Уникальная, не имеющая аналогов операция по подъему «Курска» завершилась годом позже – в октябре 2001 года. Впервые в мировой практике со дна моря удалось вызволить корабль водоизмещением свыше 25 тысяч тонн. Напряженная работа в Баренцевом море, к которой привлекли как российских, так и лучших зарубежных специалистов, продолжалась 96 суток.

Для обеспечения подъема и буксировки подводной лодки была сформирована экспедиция особого назначения СФ в составе более 2,5 тысяч человек. В сложных метеорологических условиях, преодолевая значительные физические нагрузки, участники судоподъемной операции проявили стойкость, мужество, профессионализм, высочайшую ответственность за порученное дело. Они ежедневно доказывали, что человек сильнее стихии.

 Картинка

 

Первыми на борт поднятого из глубины атомохода поднялись тогдашние Генпрокурор России Владимир Устинов, главком ВМФ Владимир Куроедов и командующий Северным флотом Вячеслав Попов. На руле моторной лодки, доставившей их к всплывшему кораблю, был лейтенант Глеб Лячин – сын командира АПРК.

С того момента к работе в плавдоке ПД-50 Росляковского судоремонтного завода приступила следственная группа Генпрокуратуры России. Задач стояло две: извлечь из отсеков погибшего атомохода тела подводников и собрать максимально возможное количество вещественных доказательств, проливающих свет на истинную причину трагедии «Курска». В общей сложности следователям с учетом тел, эвакуированных из 9-го отсека осенью 2000 года, удалось достать и опознать останки 116 из 118 членов экипажа.

Для окончательных выводов правительственной комиссии и Генеральной прокуратуре была предоставлена огромная масса материалов технического характера. Следственная работа в отсеках «Курска» не прекращалась ни на день, шла практически круглосуточно. Однако завершить расследование позволил лишь подъем весной 2002 года торпедного отсека, отрезанного от корпуса «Курска» во время судоподъемной операции. Анализ этих фрагментов и позволил комиссии по расследованию причин гибели АПРК прийти к единственному заключению: причиной страшной трагедии, произошедшей 12 августа 2000 года в Баренцевом море, стали не подрыв на мине времен войны или столкновение с каким-то подводным объектом (такие версии звучали), а аварийная торпеда.

И все-таки торпеда...

Как показало расследование, подлодка затонула из-за взрыва учебной торпеды 6576-А в 4-м торпедном аппарате, которая сдетонировала в результате утечки перекиси водорода. Это вещество, входящее в состав торпедного топлива, может самопроизвольно разлагаться на воду и кислород с выделением температуры в две-три тысячи градусов.

«Я проник в межкорпусное пространство, все стало ясно. Это взрывная деформация. Дело в том, что при взрыве продольные основы, скажем так, скелет легкого корпуса, раздвинулись в стороны, и внутренний конец этой продольной балки, так называемого бимса, сместился к внутреннему корпусу и потянул за собой обшивку легкого корпуса. То есть воздействие было не снаружи, а изнутри. Таким образом, это вот предположение о столкновении было разрушено на строго научной основе», – рассказал в интервью телеканалу «Звезда» судебно-медицинский эксперт отдела криминалистической экспертизы 111 главного государственного центра судебно-медицинских и  криминалистических экспертиз МО РФ Сергей Зосимов.

В 2002 году уголовное дело по факту гибели «Курска» было прекращено за отсутствием состава преступления. Генеральный прокурор России Владимир Устинов сообщил, что лица, ответственные за проектирование, хранение и эксплуатацию торпеды, по обстоятельствам дела, не могли предвидеть возможности ее взрыва и гибели экипажа вместе с кораблем.

«В ходе следствия были выявлены некоторые нарушения, допущенные должностными лицами ВМФ России в организации учений с участием подлодки, а также проведении поисково-спасательной операции, – отметил тогда генпрокурор. – Однако эти нарушения не состоят в причинной связи с гибелью "Курска" и экипажа подлодки, что исключает привлечение кого-либо к уголовной ответственности».

Как было установлено в результате экспертиз, оставшиеся в живых подводники погибли от отравления угарным газом не позднее чем через восемь часов после взрыва. Владимир Устинов сообщил, что офицеры, находившиеся в 6-8-м отсеках, перевели личный состав в 9-й отсек лодки. Там подводники выполнили все необходимые действия по герметизации для предотвращения поступления воды в отсек. Использовать всплывающую спасательную камеру моряки не могли из-за разрушения носовых отсеков корабля. Поэтому они стали готовиться к выходу на поверхность через спасательный люк 9-го отсека. Однако из-за большой концентрации угарного газа, повышения давления и быстрого ухудшения самочувствия подводники не смогли предпринять ни одной попытки выйти из подлодки...

Никто не хотел погибать

Что же случилось там, на дне Баренцева моря? Почему оставшиеся в живых члены экипажа не смогли воспользоваться спасательной камерой? Почему после ряда приготовлений 23 моряка из 9-го отсека так и не смогли всплыть самостоятельно?

Даже утонувший «Курск» преследовали несчастья. Помощь снаружи не дала результатов, когда еще была надежда найти в живых хоть кого-то из моряков. Сегодня в оценке событий спасательной операции можно встретить множество укоров в адрес тех, кто пытался вытащить людей из подводной могилы. Якобы и оборудования у них не было, и группы были не подготовлены, и помощь со стороны других стран принимать надо было раньше. Но требовалась ли она? В распоряжении моряков, участвовавших в операции спасения, было два новых аппарата, превосходящих по своим характеристикам многие зарубежные аналоги, но даже этим капсулам оказалось не под силу справиться со сложными погодными условиями и другими, совершенно не зависящими от них факторами. Бушевали волны, опасно было даже погружать аппарат.

На глубине же капсулу поджидали новые напасти – подводный снег, мешавший найти люк подлодки для ее соединения с «Курском», и сильные подводные течения. Тем не менее, аппараты совершили 14 посадок на атомоход, и в случае удачи можно было бы вывести пострадавших моряков. Но этого не случилось. Произошло то, чего, скорее всего, не ожидал никто: не удалось откачать воду между аппаратом и люком «Курска»: у лодки оказалась поврежденным кольцо комингс-площадки.

Картинка

Координаты нашей памяти

Беда объединила их – родственников офицеров, мичманов и матросов «Курска», не вернувшихся из своего последнего похода. К точке Баренцева моря с координатами 69°40′00″ с. ш. 37°35′00″ в. д. они и сегодня выходят вместе. Родители старшего лейтенанта Александра Гудкова, матроса Дмитрия Коткова, сын капитана 3 ранга Николая Белозерова, мать капитана 2 ранга Сергея Дудко...

Не так давно на место трагедии был погружен 2-метровый крест со специальной системой затопления. Морским волнам в точке трагедии была также предана земля, привезенная из Курска, Санкт-Петербурга, Калининграда, Архангельска, Сызрани, Воронежа, Североморска и других мест, где захоронены члены экипажа подводного крейсера. Память о погибших моряках увековечена по всей стране.

Картинка

О гибели подводной лодки «Курск» до сих пор появляются новые слухи и нелепые домыслы. В фильме-расследовании телеканала «Звезда» выступят люди, которые искали ответ на вопрос: почему же погиб «Курск». Вместе с ними журналисты «Звезды» расставят все точки над i и дадут окончательный ответ. Что произошло на подводной лодке 12 августа? Что стало причиной двух роковых взрывов?  Почему морякам, находившимся в 9-м отсеке, не удалось выйти на поверхность?  Результаты работы сотни экспертов, уникальные материалы следствия в документальном фильме «Гибель Курска. Следственный эксперимент» 12 августа в 18:30 на телеканале «Звезда». 

 

Автор: Дмитрий Сергеев

Фото: Минобороны России/Wikimedia.org

ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
В ДPУГИХ CMИ
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Вас заинтересует
Экспертное мнение и аналитика