Телеканал «Звезда» на facebook
18+

Как я летал на МиГ-29. Телеоператор «Звезды» прошел летную подготовку на истребителе

08:20 09.02.2015
Чувствовать, как отступает кровь от головы, опускаясь к ногам, а противоперегрузочный костюм толкает ее обратно вверх. Скорость вдавливает в кресло. Далекая кромка облаков, внезапно, становится близкой, хоть трогай рукой.

Чувствовать, как отступает кровь от головы, опускаясь к ногам, а противоперегрузочный костюм толкает ее обратно вверх. Скорость вдавливает в кресло. Далекая кромка облаков, внезапно, становится близкой, хоть трогай рукой. И МиГ невесомости, когда телекамера, вдруг уплывает из рук вместе с сознанием. А в колпаке кабины истребителя сменяются облака, земля и самолеты.

«Это как аттракцион, - улыбается Алексей Коровин, один из четырех сертифицированных для проведения воздушных съемок операторов телеканала ЗВЕЗДА, но нет чувства страха. - Истребитель, как машина, уносит тебя вверх, а ты смотришь, как стрелка за несколько секунд отклоняется  по шкале указателя скорости от 50 до  нескольких сотен  километров в час. Чувствуешь, как пульсирует кровь, считаешь про себя, чтоб не отключилась голова и строишь мизансцену в объективе телекамеры - красивей самолета в воздухе ничего нет, но показать это, надо еще суметь». 

Курсы подготовки воздушных операторов в Липецком государственном центре подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний существуют с 1999 года. Попасть на них все равно, что поступить в академию.  В этом году руководство Главкомата ВВС наконец-то удовлетворило просьбу телеканала «ЗВЕЗДА»  о подготовке операторов. Четверо наших коллег -   Алексей Коровин, Георгий Львов, Яков Судьин и Александр Чуксин впервые прошли курс летной подготовки на самолетах Су-30, Су-27,  Су-25 и МиГ-29 и приказом по части допущены к полетам для проведения воздушных съемок.

Картинка

«Курс занял две недели, - рассказывает Яков Судьин, - нам преподавали практическую аэродинамику, работу двигателей, радиоэлектронное оборудование, вооружение самолета и парашютно-десантную подготовку.  Проверяли в барокамере на способность выдерживать резкое падение или наоборот рост давления при перегрузках. Способность в этот момент не только адекватно реагировать на команды, но и выполнять свою непосредственную работу».

Воздушная съемка готовится еще на земле. В Липецке есть специально подготовленные летчики-операторы, говорит Алексей Коровин, которые сами летают и снимают для ВВС. Общение с ними - отдельный этап обучения. «Есть много нюансов, которые надо обсуждать и проговаривать на земле, - объясняет оператор. Например, надо заранее оговорить положение во время съемки бомбометания или ракетного пуска. - Надо точно знать, где в этот момент нужно держать фокус чтобы не только снять красиво, безопасно, но и не мешать летчику, выполняющему боевое упражнение. Надо точно знать, как и какими курсами после выполнения боевой задачи разойдутся самолеты. То есть вести все это камерой».

Картинка

Липецкий авиацентр  -   своеобразная школа TopGun из одноименного фильма с Томом Крузом. Центр считается в ВВС России  высшей школой летного мастерства. Все новые истребители, штурмовики и фронтовые бомбардировщики до того, как попасть в войска, присылают сюда. Пилоты липецкой школы должны их «облетать» и подготовить инструкции для строевых летчиков по их боевой эксплуатации. Некоторым из «строевиков» везет, и их отправляют учиться сюда лично. Так, что обучение операторов телеканала ЗВЕЗДА в Липецке можно так же считать своеобразной школой повышения летного мастерства.

Картинка

«Нам повезло, - рассказывает Алексей Коровин, меня учили «летать» на Су-30СМ. - Это самый современный истребитель стоящий на вооружении наших ВВС. Хотя мы прошили курс и на штурмовике Су-25УБ, истребителе МиГ-29 и на учебно-тренировочном Як-130». Как объясняет Алексей , кроме общего понимания самолетов, их поведения в воздухе, появилось еще и представление о том, как из кабины каждого из них строить съемку. «C места второго пилота МиГа очень плохой обзор, -  жалуется оператор. - У «Яка» по колпаку кабины идут пирозаряды для разрушения кабины при катапультировании. На новом «Су» другая система - полностью стеклянный колпак, для съемки просто идеальный вид. Где-то есть «подлокотники», где то нет».

Картинка

Каждый самолет, как отдельный мир. У каждого своя специфика пилотирования, боевого применения и возможности съемок. Причем оператор должен помнить не только об этом, но и о том, что в какой-то момент может стать вторым пилотом. Яков Судьин говорит, что в процессе обучения оказалось, что в некоторых ситуациях придется непосредственно помогать основному пилоту управлять самолетом. Например, переключить по команде тумблеры и выпустить тормозной парашют.

«Несложные команды, не влияющие на общую безопасность полета, - признается оператор, но иногда от мысли об этом становиться понятно, что ты не просто «пассажир», а член экипажа. - В Липецке мы посмотрели на самолеты, как на технику, узнали, как они устроены, что могут. Но от этого не стали меньше ими восхищаться».

Автор: Дмитрий Литовкин

ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
В ДPУГИХ CMИ
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Вас заинтересует
Экспертное мнение и аналитика