12 февраля замминистра обороны РФ генерал армии Дмитрий Булгаков сообщил о выполнении поручения президента РФ Владимира Путина о ликвидации затора на реке Бурее.
Руководство российского военного ведомства отметило героизм всех без исключения военнослужащих, принимавших участие в работах. Ведомственными наградами Минобороны России были награждены более 300 человек, в том числе медалью «Участник ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на реке Бурее».
«Звезда» рассказывает, как проходила операция по расчистке русла реки.
Как и когда все началось?
11 декабря 2018 года. Тогда в Верхнебуреинском районе Хабаровского края, в районе впадения реки Средний Сандар в реку Бурею, произошел сход породы, в результате которого порядка 34 миллионов кубических метров грунта перекрыло течение реки. Природа создала естественную плотину протяженностью 740 метров, шириной до 500 метров и высотой до 60 метров.
Чем это грозило?
По словам замминистра обороны Дмитрия Бургакова, в сложившейся ситуации повышение уровня воды в верхней части водохранилища во время весеннего половодья привело бы не только к масштабным экологическим и природным катаклизмам, но и к социальному бедствию - подтоплению трех населенных пунктов Хабаровского края (сел Чекунда и Усть-Ургал, а также поселка Эльга), в которых проживают свыше 650 человек. Эта же участь ждала автомобильные и железнодорожные коммуникации Байкало-Амурской магистрали - важнейшей транспортной артерии в этом регионе.
10 января 2019 года была проведена рекогносцировка района обрушения, в результате которого сложились самые худшие условия его возможного устранения:
1. Место происшествия значительно удалено от необходимых источников жизнеобеспечения.
2. Здесь практически полностью отсутствует транспортная инфраструктура.
3. Крайне низкие температуры для выполнения тяжелых работ (до -50 градусов по Цельсию).
4. Высокая влажность в сочетании с сильным порывистым ветром.
В период с 11 по 14 января была сформирована самодостаточная группировка сил и средств для устранения последствий обвала. В нее вошли военнослужащие инженерных войск, войск МТО, а также ВКС РФ.
В кратчайшие сроки на аэродром Украинка в Амурской области были переброшены все необходимые материальные средства в объеме 500 тонн: в первую очередь инженерные боеприпасы и взрывчатые вещества. Их доставка осуществлялась воздушным и железнодорожным транспортом. По воздуху было преодолено более 6000 километров, а по железной дороге - более 1300 километров. Всего на это потребовалось 30 часов, при том что скорость движения железнодорожного транспорта достигала рекордных показателей - более одной тысячи километров в сутки.
Основной связующей нитью между Большой землей и местом обрушения стали вертолеты Ми-8 и Ми-26. Непосредственно в район выполнения задач силами армейской авиации было доставлено более 260 тонн тротила и свыше 50 тонн других материальных средств. Также вертолетами Ми-26 на место выполнения работ была осуществлена переброска сверхмощного бульдозера и шести единиц автомобильной техники.
Для доставки тяжелой техники от населенного пункта Ушман к месту обрушения скальных пород в сложной горно-лесистой местности всего за трое суток проложили полевую дорогу общей протяженностью свыше 80 километров.
Непосредственно в районе обрушения скального массива выполняли задачи более 230 человек - в составе сводного отряда ликвидации последствий.
С 18 января по 1 февраля военным удалось в образовавшемся природном заторе оборудовать проран.
Со 2 по 10 февраля были проведены буровзрывные и инженерные работы землеройным комплексом по расширению прорана. На сегодняшний день его параметры достигли ширины от 100 до 150 метров, глубины до 23 метров и длины 254 метра, тем самым пропускная способность воды возросла до 1600 кубометров в секунду.
Всего в ходе выполнения работ произведено 11 подрывов с применением около 300 тонн взрывчатых веществ (около 260 тонн тротила и свыше 500 кумулятивных зарядов). Общий объем выработки скальных пород превысил 470 тысяч кубических метров.
Таким образом, Министерством обороны, несмотря на сложные климатические условия, отсутствие дорожной инфраструктуры, колоссальные объемы завала, полностью была выполнена задача по исключению угрозы возникновения чрезвычайной ситуации и восстановлению гидрологического режима Бурейского водохранилища на десять дней раньше намеченного срока.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»