Самая известная экипировка российской армии – это, безусловно, «Ратник», и сайт телеканала «Звезда» несколько раз рассказывал о ней.
Однако в российской армии существует еще несколько видов экипировки, которая предназначена для решения определенных задач. Сегодня мы расскажем о том, из чего состоят костюмы для инженерного спецназа, экипажей боевых машин и летчиков армейской авиации и почему современная экипировка имеет такое колоссальное значение для российской армии.
Инженеры против снайперов
Тяжелое вооружение и техника в инженерном спецназе тесно соседствуют с современными защитными костюмами ОВР-3Ш, совмещающими в себе сразу два защитных средства.
Для проведения боевых операций инженерные подразделения штурма и разграждения используют специальный модульный костюм, класс защиты которого напрямую зависит от применяемых в нем бронепластин. Наиболее надежны съемные панели, созданные по стандартам шестого класса защиты: такая броня выдерживает прямое попадание из винтовки СВД с бронебойно-зажигательной пулей, а сами панели защищают не только грудь и спину оператора, но и паховую область, а также тело по бокам. В этом экипировка по своим харатеристикам приближена к «Ратнику».
Забрало бронешлема защищает лицо и органы зрения бойца не только от осколков и других продуктов взрыва, но и от пистолетных пуль калибра девять миллиметров.
Отдельного упоминания заслуживает ткань, из которой сшит или, правильнее сказать, собран костюм ОВР-3Ш. Гибкие элементы верхней одежды, безусловно, не обладают такой же прочностью, как и бронепанели, однако плотная структура позволяет защитить тело оператора не только от порезов, но и от контакта с открытым пламенем в течение короткого времени. Эти же свойства характерны и для и других элементов снаряжения: обувь и перчатки не просто выполняют функции удобной спецовки, но и сохраняют здоровье оператору.
Отдельно разработчики снаряжения поработали над комфортом: внутри нательного белья из плотной ткани размещен специальный радиатор – силиконовые трубки, вместе с контейнером для жидкости составляющие систему охлаждения.
Вся работа по совершенствованию таких костюмов, по словам военного эксперта Центра анализа стратегий и технологий Михаила Барабанова, будет сосредоточена вокруг уменьшения габаритов устройств и упрощения использования системы в целом.
«Все электронные системы, включая датчики и многое другое, будут миниатюризироваться и доводиться до "индивидуального" уровня, при котором каждый боец сможет двигаться и работать максимально автономно», – отметил Барабанов в интервью телеканалу «Звезда».
Кислород для пилота
Подразделения Сухопутных войск не единственные, кого разработчики при помощи современных технологий и материалов фактически «одели заново». Одними из первых принципиально новое снаряжение примерили на себя летчики.
Для пилотов истребителей специалисты НПП «Звезда» разработали и передали для эксплуатации в строевые части уникальные противоперегрузочные костюмы ППК-7, которые с учетом реализованных в них решений правильнее будет называть «снаряжение с искусственным интеллектом».
Нагрузку на ноги и руки пилота прогнозирует, рассчитывает и осуществляет специальный бортовой компьютер, который, исходя из полетных данных – скорости, угла, тяги двигателей, состава смеси для дыхания и многого другого, – самостоятельно принимает решения о подаче кислорода в маску и воздуха в костюм, позволяя летчику оставаться в сознании при колоссальных перегрузках.
Отставные летчики войск авиации ПВО отмечают, что благодаря простому и надежном аппаратному решению практически полностью удалось решить проблему, проявившуюся во многих зарубежных истребителях. Использоваться изделие будет в том числе и пилотами истребителя пятого поколения Су-57.
«Чем больше параметров учитывается и обрабатывается системой, тем быстрее она (система) подберет оптимальные параметры подачи кислорода. Такое решение позволяет практически полностью исключить риск гипоксии – так называемого кислородного голодания, которым страдают летчики в американских истребителях пятого поколения», – отметил в интервью телеканалу «Звезда» гвардии майор ВВС в отставке Михаил Алексеев.
Летчиков армейской авиации также не оставили без внимания. Для членов экипажа боевых вертолетов компанией «Армоком» был разработан комплект снаряжения «Вулкан-ВКС». Помимо внушительного носимого боезапаса на случай повреждения борта и экстренной эвакуации, «Вулкан-ВКС» выполняется с применением специальной противоосколочной ткани, способной выдерживать открытое пламя с температурой в тысячу градусов на протяжении 30 секунд.
По словам главного специалиста по маркетингу компании «Армоком» Романа Самофалова, костюмы могут комплектоваться под разные типы вертолетов.
«Пилоты боевых вертолетов часто подвергаются обстрелу, так как летают на малых высотах. Нередко по ним работают снайперы. И если вертолеты Ка-52 и Ми-28 достаточно хорошо защищены, то более старые модификации имеют класс бронирования намного ниже. Поэтому им необходима защита, в том числе и от осколков», – рассказал Самофалов.
Российский «Ковбой»
Во многом именно с членов экипажа боевых машин, состоящих на вооружении Сухопутных войск, начался процесс переоснащения сразу нескольких родов войск. Наряду с КБЭ «Ратник», в интересах Сухопутныхвойск ВС РФ начали разрабатывать костюм 6Б15 «Ковбой» – один из первых единых комплексов индивидуальной защиты членов экипажа боевых машин.
Спроектированная особым образом экипировка защищает 80% тела оператора и позволяет в случае необходимости без последствий для здоровья пережить контакт с открытым пламенем в течение 15 секунд.
После успешных испытаний комплекта боевой экипировки для Минобороны России на комплекты индивидуальной защиты обратили внимание в руководстве Росгвардии.
В конце января 2018 года стало известно, что группы задержания и вневедомственной охраны Росгвардии получат экипировку «Витязь», состоящую из шлема, защищающего голову и лицо сотрудника от пуль и осколков, а также бронежилета.
Этот костюм, по данным специалистов, сможет обеспечить высокий уровень защиты сотрудников Росгвардии и позволит частично отказаться от использования более громоздких бронежилетов, заметно снижающих мобильность боевых групп.
Кроме того, для Росгвардии разрабатывается и специальный шлем, который позволяет в зависимости от необходимости менять класс защиты с помощью съемных панелей. Это необходимо для того, чтобы менять вес изделия, что напрямую влияет на утомляемость бойцов.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»