Телеканал «Звезда» на facebook
18+

Технологии завтрашнего дня: как укрепляется обороноспособность России

Производители уникальных систем обогрева - Группа компаний «Специальные системы и технологии» (ГК «ССТ») и входящее в ее состав ОКБ «Гамма» - создают рукотворное тепло там, где это кажется невозможным.
Технологии завтрашнего дня: как укрепляется обороноспособность России
© Фото: Специальные системы и технологии

В нынешнем году в России уже в четвертый раз пройдет Международный военно-технический форум «Армия». Это мероприятие за время своего проведения стало серьезной площадкой демонстрации уникальных разработок в области обеспечения обороноспособности государства, местом встречи и заинтересованного общения профессионалов этой сферы, платформой для обмена мнениями, идеями, наработками.

В интересах обороноспособности государства

Впечатляют результаты прошлогоднего Форума. В экспозиционную программу вошли свыше 40 тематических разделов, где были продемонстрированы самые передовые достижения оборонно-промышленного комплекса и перспективные образцы вооружения и техники российского и зарубежного производства. В выставочных павильонах свои разработки и технологии представили более 1200 организаций, в том числе 78 иностранных оборонных предприятий из 14 стран. В работе МВТФ приняли участие представители 114 иностранных государств, 65 официальных военных делегаций, 20 из которых возглавляли руководители оборонных ведомств. Значимым итогом Форума стало подписание со стороны Минобороны России 23 государственных контрактов и трех допсоглашений на общую сумму более 170 миллиардов рублей.

Картинка

В нынешнем году мероприятия ожидаются еще более насыщенными. Впервые одновременно с МВТФ пройдет Международный форум «Неделя национальной безопасности - 2018», в котором примут участие федеральные органы исполнительной власти. В их числе - Росгвардия, Пограничная служба ФСБ России, МВД, МЧС, Минэнерго, Росатом и другие, а также ведущие предприятия и организации, чья деятельность связана с обеспечением безопасности, предотвращением и ликвидацией последствий стихийных бедствий и иными подобными задачами. В рамках Форума спланирована масштабная научно-деловая программа, объединяющая более 140 мероприятий различных форматов по основным тематическим направлениям.

Министр обороны РФ генерал армии Герой России Сергей Шойгу уже направил участникам и гостям форума «Армия-2018» и Международного форума «Неделя национальной безопасности» свое приветствие. Назвав будущее мероприятие «одной из крупнейших мировых экспозиций вооружения и военной техники», глава российского ведомства подчеркнул, что на этих площадках будут созданы необходимые условия для конструктивного общения и обмена опытом, результативного взаимодействия специалистов в военно-технической сфере.

«Уверен, что будет успешно использован уникальный формат поиска новых подходов к развитию Вооруженных Сил и оборонно-промышленного комплекса, укреплению региональной и международной безопасности, расширению военно-технического сотрудничества», - подчеркнул Сергей Шойгу.

Картинка

Масштабы присутствия

В своем приветствии гостям и участникам Форума министр обороны России Сергей Шойгу обратил внимание на то, что число предприятий и организаций, представляющих продукцию военного и двойного значения, с каждым годом растет, как и количество демонстрируемых экспонатов. В четвертый раз в нынешнем мероприятии примет участие Группа компаний «Специальные системы и технологии» (ГК «ССТ») и входящее в его состав ОКБ «Гамма». Уже сейчас ясно, что многие из образцов оборудования, которые они представят в своей экспозиции, вызовет интерес профильных специалистов.

Но сначала о самой ГК «ССТ». Основанная в 1991 году, она на сегодня стала крупнейшим в России и одним из крупнейших в мире производителем нагревательных кабелей и систем электрообогрева промышленного и бытового назначения. Продукты и решения этой группы предприятий представлены на всей территории России и экспортируются в 47 стран мира. Компания также является национальным центром компетенций и отраслевой экспертизы в области систем электрического обогрева, предоставляет своим партнерам высококачественные услуги и инновационные продукты, обеспечивает комплексный сервис и всестороннюю поддержку. В свою очередь ОКБ «Гамма» (год основания - 2014) производит все типы нагревательных кабелей, проводящие пластмассы и саморегулирующиеся нагревательные кабели, компоненты систем электрообогрева, гофрированные и гладкостенные трубы малых и средних диаметров из нержавеющей стали и иных спецсплавов, а также разрабатывает специальные нагреватели для предприятий оборонно-промышленного комплекса, атомной энергетики, авиа- и судостроения.

В активе Группы компаний - тысячи реализованных проектов в интересах крупнейших российских и международных корпораций, среди которых ПАО «Газпром», ПАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «НК Роснефть», ПАО АНК «Башнефть», ПАО «Татнефть», ОАО «АК «Транснефть», АК «АЛРОСА», Total.

Производственные мощности ОКБ «Гамма» (крупнейшего в Европе комплекса по производству систем электрообогрева) позволяют ежегодно выпускать семь тысяч километров саморегулирующихся кабелей на основе матрицы собственного производства. Рекорд, достойный книги Гиннесса: с момента основания ГК «ССТ» произведено не менее 1,3 миллиона километров нагревательных кабелей, более 13,2 миллионов систем электрообогрева, 5,5 миллионов единиц терморегулирующей аппаратуры. А еще специалистами ГК «ССТ» спроектировано и смонтировано свыше 10 тысяч систем промышленного обогрева трубопроводов и резервуаров для объектов ТЭК, более четырех тысяч промышленных систем обогрева площадок и кровель. Совокупная протяженность трубопроводов, которые обогреваются за счет решений компании, превышает 20 тысяч километров!

Картинка

Высокое качество продукции подтверждено крупнейшими европейскими сертификационными центрами, такими как VDE, DEKRA, Sira, TÜV, NANIO CCVE. Системы промышленного электрообогрева ГК «ССТ» сертифицированы на соответствие стандартам Международной Электротехнической комиссии для взрывоопасных сред (IEC Ex). Кроме того, производство аттестовано международными EPC-подрядчиками. Важно также отметить, что ГК «ССТ» включена в перечень организаций, оказывающих существенное влияние на отрасли промышленности и торговли, и является исполнителем государственной программы импортозамещения. В 2016 году компания стала участником приоритетного проекта Минэкономразвития России «Поддержка частных высокотехнологичных компаний-лидеров» (проект «Национальные чемпионы») как одна из тридцати ведущих российских быстрорастущих высокотехнологичных компаний. Проект развития производства ОКБ «Гамма» получил льготный займ от Фонда развития промышленности при Министерстве промышленности и торговли России. В 2018 году Минпромторг РФ включил ОКБ «Гамма» в официальный реестр российских производителей.

Стоит подчеркнуть, что ГК «ССТ» - это еще и выполнение важной социальной функции. Уже на тысячах объектов установлены выпускаемые здесь системы электрообогрева кровли и открытых площадей, обеспечивающие безопасность людей, сохранность зданий, чистоту городов. Среди наиболее значимых объектов - Большой театр, Храм Христа Спасителя, парк «Зарядье», Госдума РФ и Мосгордума, мэрия Москвы, Центральный Банк РФ, Гостиный двор, Государственный исторический музей, Государственный музей изобразительного искусства имени А. С. Пушкина, МХАТ имени А. П. Чехова, Живописный мост, Казанский Кремль и многие-многие другие.

Не спи - замерзнешь!

Участие ГК «ССТ» и ОКБ «Гамма» в нынешнем Форуме «Армия-2018» связано с тем, что реализуемые в компании технологии напрямую решают задачи повышения энергоэффективности, надежности и безопасности объектов инфраструктуры, предприятий (в том числе оборонно-промышленного комплекса), оборудования и спецтехники. Специальные решения, предлагаемые для сферы обороноспособности государства, многогранны.

Взять, скажем, судостроение. Продукты ОКБ «Гамма» помогают предотвращать обледенение судового оборудования, обеспечивают бесперебойную работу систем пожаротушения, безопасное передвижение персонала на путях эвакуации судна, поддержание функционирования спасательного оборудования при температурах до минус 50 градусов Цельсия. Важное значение имеет удаление снега и льда со взлетно-посадочных полос и вертолетных площадок для обеспечения безопасного взлета и посадки воздушных судов в зимних условиях.

«Условия эксплуатации судов устанавливают жесткие требования к функционалу систем электрообогрева, - отмечает начальник отдела главного конструктора ОКБ «Гамма» Екатерина Дегтярева. - Они должны защитить обогреваемые объекты от образования наледи при температуре до минус 40 градусов Цельсия, а также обеспечить работоспособность системы обогрева до минус 60 градусов Цельсия. Для решения данной задачи специалисты ОКБ «Гамма» разработали плиты электрические нагревательные (ПЭН) с удельной мощностью до 5 кВт/м2».

Нагревательный элемент ПЭН - резистивный нагревательный кабель постоянного сопротивления с фторопластовой изоляцией - покрыт кремнийорганической резиной, стойкой к парам масла и ГСМ, не распространяющей горение. Металлическая соединительная коробка с кабельными вводами изготовлена во взрывозащитном исполнении. Плиты не требуют обслуживания и обладают большим сроком службы, могут эксплуатироваться в условиях повышенной качки и вибрации.

Еще одним из решений для судостроения стал проект по обогреву контейнеров капсул спасательного плота. Требовалось разработать предложения по модификации конструкции контейнера аварийных надувных спасательных плотов, которыми комплектуются морские и речные суда различных классов и назначений, в том числе корабли ВМФ РФ. Такой плот предназначен для спасения пассажиров и членов экипажей надводных кораблей и судов в любых широтах Мирового океана. Однако, после сброса капсулы (контейнера) в море раскрытие плота должно произойти при определенной температуре. Для этого в арктических широтах требуется обогрев конструкции. ОКБ «Гамма» разработало несколько вариантов нагревателя, в основе которого - специальный элемент, который поддерживает в капсуле заданную температуру и позволяет ее регулировать.

В авиастроении инновационные решения, предлагаемые ГК «ССТ» и ОКБ «Гамма», направлены на обеспечение работы бортового оборудования летательных аппаратов, в том числе обогревателей редукторов предкрылков, основных замков двери багажно-грузового отсека, противообледенительных систем передней кромки крыла, киля и стабилизатора. Известно, что наибольшее влияние на летные характеристики, устойчивость и управляемость самолета оказывает образование наледи на его крыльях и оперении. Принцип действия противообледенительной системы основан на нагреве защищаемых поверхностей до положительной температуры, при которой образование льда на этих поверхностях становится невозможным, а ранее отложившийся лед сбрасывается воздушным потоком.

Картинка

Электротепловая противообледенительная система - продукция ОКБ «Гамма» - состоит из нагревательных элементов циклического действия и продольного теплового «ножа» постоянного действия, расположенного вдоль передней кромки крыла. Питание электронагревательных элементов осуществляется от бортовой сети самолета и обеспечивает работу при температуре окружающего воздуха до минус 55 градусов Цельсия.

Кроме того, предлагаемый ОКБ «Гамма» ассортимент решений способен обеспечить поддержание должного режима работы инфраструктуры наземных авиационных служб во всех климатических зонах. Применение систем электрообогрева на открытых площадях - рулежных дорожках, вертолетных площадках и взлетно-посадочных полосах - позволяет своевременно удалять снег и лед без привлечения специальной техники или персонала, что исключает механическое воздействие на покрытие. Минимальная температура эксплуатации - минус 60 градусов. Инженеры ОКБ «Гамма» предложили использовать специальные нагревательные плиты вместо обычных кабелей, так как в условиях низких температур требуется мощность не менее 2 кВт/м2. Так была создана упомянутая выше технология производства нагревательных элементов с удельной мощностью до 5 кВт/м2. Тепловыделяющим элементом в данном случае является резистивный нагревательный кабель, повышенный уровень тепловыделения достигается за счет механизированной раскладки нагревательного кабеля с фиксированным шагом до 2 мм и требуемой амплитудой. Получаемая таким образом нагревательная лента при габаритных размерах 35×1350 мм может выдавать до 140 Вт полной мощности. Материал электрической изоляции нагревательного кабеля обеспечивает теплостойкость нагревательного элемента до 200 градусов Цельсия.

Отдельный сегмент продукции компании имеет отношение к автомобильной и специальной технике, в том числе гусеничным машинам. Здесь основное внимание сосредоточено на обеспечении эффективной работы агрегатов и узлов в экстремальных климатических условиях эксплуатации, бесперебойной подаче топлива, надежном запуске двигателей при низких температурах. Скажем, нагреватель топливопровода дизельного двигателя предназначен для обогрева трубок топливной системы работающего двигателя с целью предотвращения парафинизации и снижения вязкости топлива в условиях температуры до минус 50 градусов. Еще одно устройство авторства ОКБ «Гамма» - нагреватель аккумуляторных батарей - поможет штатному или дополнительному обогреву аккумуляторного отсека с целью обеспечения гарантированного запуска автомобильной техники. В свою очередь комфорт водителю при работе на холоде обеспечат подогреватели сидений, которые монтируются под обшивку автокресла в районе сидения и спинки. Вся продукция адаптирована для работы от бортовой сети питания автомобиля, возможно изготовление кабелей любой длины и под различное напряжение.

Картинка

Саморегулирующийся кабель - одна из ключевых разработок ОКБ «Гамма». Он реагирует на температуру окружающей среды и в зависимости от показателей меняет величину тепловыделения. Такие приспособления обеспечат уверенную защиту объектов инфраструктуры (в том числе, безусловно, военной) от наледи. Речь о казармах, учебных и спортивных корпусах, специальных технологических комплексах, зданиях и сооружениях, предназначенных для размещения и хранения военной техники, военного имущества и оборудования, испытания вооружения, производственных предприятий, общественных зданий.

В основе саморегулирующегося кабеля - матрица из токопроводящего полимера. Основные игроки, владеющие технологией производства токопроводящей матрицы, - США, Великобритания, Германия. В России единственным производителем токопроводящих полимеров и саморегулирующихся кабелей на их основе является ГК «ССТ», что подтверждено внесением ОКБ «Гамма» в официальный реестр Минпромторга РФ. Продукцию других производителей, выпускающих саморегулирующие кабели на основе привезенной из-за рубежа матрицы, нельзя назвать импортозамещающей: речь идет лишь о частичной локализации производства.

Картинка

Север становится ближе

Нет сомнений, что в числе районов, где уже сегодня ждут продуктов ГК «ССТ» и ОКБ «Гамма», - наши арктические регионы. И в этой связи стоит напомнить о реализуемой в России «Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года», утвержденной Президентом РФ. В рамках реализации Стратегии обеспечивается консолидация ресурсов и усилий федеральных и региональных органов власти организаций для решения проблем развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности в Арктике.

В числе приоритетных направлений значится и обеспечение военной безопасности, защита и охрана государственной границы. Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу подчеркивает, что создание инфраструктуры в Арктической зоне имеет для военного ведомства приоритетное значение. Не случайно в последние годы в соответствии с федеральной целевой программой осуществляется масштабное строительство объектов, обеспечивающих боевую готовность войск и их жизнедеятельность в условиях Крайнего Севера - на островах Котельный, Врангеля, Земле Александры, на архипелагах Северная и Новая Земля, на мысе Шмидта (Чукотский автономный округ).

«Создание инфраструктуры идет поэтапно и предусматривает проведение широкого комплекса мероприятий по обустройству войск и оборудованию Арктической зоны в оперативном отношении», - подчеркнул Сергей Шойгу на одном из заседаний Коллегии Минобороны России.

Надежным подспорьем нашим военным, несущим службу в этих суровых краях, станут инновационные решения, предлагаемые Группой компаний «Специальные системы и технологии». В том, что продукция этого производителя не подведет даже в самых сложных природно-климатических условиях, многие потребители уже успели убедиться. Вот только некоторые компании ОПК, с которыми успешно сотрудничает ОКБ «Гамма»: АО ЦМКБ «Алмаз», АО КБ «Вымпел» (разработка специальных нагревателей), ММЗ (электрический подогрев агрегатов гусеничной машины), холдинги «Вертолеты России» и «Технодинамика» (совместная работа по разработке противообледенительной системы).

«Государственные программы по развитию судостроения, авиационной промышленности, программы по освоению Арктики требуют новых решений и технологий в области электрообогрева. В этой связи большинство задач, которые приходится решать в данных отраслях, являются нетиповыми, зачастую требующими проведения полного цикла работ по разработке новой продукции и внедрению новых технологий производства», - комментирует директор ОКБ «Гамма» Андрей Прошин.

Картинка

По мнению заместителя главного редактора журнала «Авиапанорама» заслуженного военного летчика РФ генерал-майора запаса Владимира Попова технологии, связанные с обеспечением безопасности полетов и функционирования наземных систем в авиации, являются на сегодняшний день приоритетными.

«Казалось бы, простая вещь - удаление льда с наземных площадей. Но это - основа системы обеспечения безопасности, залог предотвращения аварийных ситуаций, - отмечает эксперт. - То же самое действует и в полете на любом летательном аппарате. Тем более, учитывая, что воздушные суда взлетают с поверхности земли в обычных условиях влажности, давления, температуры, а уже на больших высотах, которые они занимают за несколько минут, а то и секунд, температура падает в несколько раз. Процесс преобразования структур воды меняется, меняется сопротивление воздуха. Подъемная сила падает, создается угроза безопасности полета. Не надо забывать и о работе внутренних механизмов - гидросистем, воздушных систем, систем кондиционирования воздуха. В том числе на околоземной орбите - в случае с космическими аппаратами. Вовремя задействовать системы обогрева и обеспечить их работоспособность - для этого и необходимы такие технологии».

Военный эксперт журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков акцентирует внимание на востребованность систем обогрева узлов и агрегатов военной спецтехники в условиях климата Крайнего Севера, Заполярья, где минусовые температуры экстремальны.

«Мы сейчас занимаемся освоением северных территорий - не только в экономическом плане, но и обеспечиваем безопасность наших границ, - отмечает Алексей Леонков. - Поэтому вся спецтехника, которая там работает, должна быть оборудована такими средствами обогрева. Чтобы сохранить жизнь экипажа, или если происходит кратковременная поломка, провести самостоятельный ремонт и продолжить выполнение задач. Совместно со средствами индивидуальной экипировки личного состава наших "арктических" войск это составляет комплекс жизнеобеспечения в условиях экстремальных температур».

Крайне актуальным называет внедрение систем, имеющих отношение к обеспечению бесперебойной работы судового оборудования, военный эксперт член экспертного совета Общероссийской общественной организации «Офицеры России» капитан 1 ранга запаса Василий Дандыкин.

«Эта тема востребована в силу того, что Военно-Морской Флот России, наши вспомогательные суда, как правило, активно действуют в суровых климатических зонах, - отмечает он. - Северный Ледовитый и Тихий океаны, Северный морской путь, Чукотка, Камчатка. Очень важно обеспечить безаварийное плавание, выполнить задачи с хорошим качеством. Поэтому сам факт того, что этим занимаются, что разработаны такие "продвинутые" технологии, крайне важен. Особенно, я считаю, это будет необходимо и для наших десантных кораблей на воздушной подушке, коль скоро их производство планируется возобновить. Важно это и для других кораблей и судов. То, что этому сейчас уделяется такое внимание, уменьшит количество навигационных происшествий, повысит качество выполнения боевых задач. Очевидно, что наши разработчики не отстают в этом направлении, и, мне кажется, даже идут впереди многих морских держав».