Телеканал «Звезда» на facebook
18+

Натиск «Зубра»: в России возродят строительство самых мощных десантных кораблей

Быстрый, как ветер, невидимый, как тень. За раз перебрасывающий на любое, даже необорудованное побережье три танка или десять боевых машин пехоты, а с ними 140 морских пехотинцев. Все это – малый десантный корабль на воздушной подушке 12322 типа «Зубр».
Натиск «Зубра»: в России возродят строительство самых мощных десантных кораблей
Фото: «Судостроительный завод «Море»/ Минобороны России

Быстрый, как ветер, невидимый, как тень. За раз перебрасывающий на любое, даже необорудованное побережье три танка или десять боевых машин пехоты, а с ними 140 морских пехотинцев. Все это – малый десантный корабль на воздушной подушке 12322 типа «Зубр» (в натовской классификации – Pomornik). Он, словно морской прибой, выходит на берег, поднимая столбы водяной пыли и песка. Эффектные кадры высадки морского десанта на YouTube не могут никого оставить равнодушным. Как всякий вымирающий вид, «Зубр» уникален.

На российском Военно-морском флоте осталось всего два из восьми таких кораблей. Впрочем, уже в 2018 году популяция не имеющих аналогов в мире «летающих» кораблей может увеличиться. Об этом сообщил замминистра обороны Юрий Борисов во время посещения феодосийского завода «Море». В советское время это предприятие было родиной «Зубров». На стапелях Крыма рождались самые мощные и скоростные десантные корабли.

Теперь с появлением полностью отечественных газотурбинных установок М70ФРУ-2 производства Рыбинского НПО «Сатурн» завод снова готов строить морские гиганты. Задел для этого – оставшийся недостроенным один из корпусов «Поморника». Следующие корабли, как отмечает Борисов, пойдут по новому, улучшенному проекту.

Картинка

Впрочем, и в нынешнем виде «Зубр» – один из самых уникальных кораблей флота. При длине 57 м и ширине 20 м он имеет водоизмещение 535 т. Для такого размера и веса его осадка в обычном состоянии – всего два метра. Но стоит ему включить четыре вентилятора диаметром 2,5 м, расположеные вдоль бортов, как он сразу приподнимется над водой. Еще три пропеллера с переменным углом атаки 5,5 м в диаметре погонят его над морем со скоростью 70 узлов. Это почти 130 км/ч. Для морских судов и боевых кораблей вещь недостижимая. Максимум, что может выжать атомный ракетный крейсер типа «Петр Великий», – 30 узлов. Самая совершенная торпеда развивает 50 узлов.

Но даже постаравшись, и она не догонит «Поморника». Корабль буквально парит над поверхностью на воздушной подушке. Поэтому он легко преодолевает подводные препятствия и искусственные заграждения. Ему не страшны морские мины. Последние его просто не заметят. А если и сработают, то вряд ли нанесут серьезный ущерб. Не станет препятствием песчаный или даже каменный пляж. В 80% случаев «Поморник» беспрепятственно выйдет на него и начнет высадку десанта. Для обычных десантных кораблей с носовой аппарелью для высадки людей и техники этот показатель не превышает 14%. Про УДК типа «Мистраль» и говорить не приходиться. С них технику и людей можно перебросит на берег либо вертолетами, либо катерами.

Картинка

Еще одна фантастическая деталь, присущая «Зубру», – это его радиолокационная незаметность для радаров. Корабль создали в 1985 году. Для того времени он хоть и выглядел футуристически, но не отличался оригинальными линиями корпуса и надстроек. Он не имеет специального антирадарного покрытия. Но тем не менее, как и истребитель пятого поколения Т-50, может по праву считаться «стелс-машиной». Это свойство «Поморник» приобретает за счет работы семи приводимых в движение газотурбинной установкой пропеллеров. Во время движения они создают вокруг него плотное облако из морских брызг, которые буквально размывают его на фоне радаров. Так что навести на него крылатую ракету, как и торпеду, практически невозможно.

О своем приближение к берегу «Зубр» заявит еще за несколько километров. Для этого на его борту стоит целый арсенал ракетного и артиллерийского вооружения. Это две 30-мм скорострельные шестиствольные артустановки АК-630М с боезапасом по три тысячи выстрелов на каждую. Эти пушки способны стрелять со скоростью четыре тысячи выстрелов в минуту. За это на флоте их зовут «металлорезками». Они в буквальном смысле режут метал ракет и кораблей, по которым ведут огонь.

Картинка

Береговые объекты «Поморник» накроет огнем неуправляемой реактивной артиллерии 140-мм комплекса «Огонь». Это многоствольная пусковая установка пакетного типа. Она имеет 22 направляющие и может производить стрельбу либо залпом с темпом стрельбы не более 0,2 с, либо одиночными неуправляемыми ракетами. В походном положении установка находится под палубой в специально оборудованном защищенном помещении. Там же хранится и ее боезапас и производится снаряжение и перезарядка. Боезапас на каждую пусковую составляет 66 ракет. Этого вполне достаточно, чтобы залпом смести все живое с берега, на который перестоит высадить десант. При этом с воздуха корабль будут прикрывать зенитно-ракетные системы «Стрела».

Картинка

К началу 90-х годов в советском ВМФ было восемь «Зубров». После развала СССР пять из них достались Украине, три – России. В настоящее время в строю, на Балтийском флоте, несут службу всего два корабля. Возрождение производства «Поморников» – один из символов возрождения флота, повышения его оперативно-тактических возможностей. Такой быстроходный десантный корабль будет востребован на закрытых театрах вроде Черного, Балтийского или Каспийского морей, уверен главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.

Картинка

ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
В ДРУГИХ СМИ
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Вас заинтересует