Одни бегут, других ловят. Число дезертиров в ВСУ перевалило за четыреста тысяч человек. На этом фоне украинские ТЦКашники ужесточили меры по отлову, иначе и не скажешь, потенциальных солдат-смертников. По сообщениям местных пабликов, иногда на захват одного человека приезжают сразу пять машин силовиков. Охотятся в подъездах на людей, велосипедистов просто сбрасывают на землю. Бьют даже под камеры. О мобилизации по-украински рассказала Анастасия Авсюк.
В Виннице митингующие собрались у местного стадиона, где военкомы временно держат около ста мобилизованных. В какой-то момент люди прорвали кордон, сломали ворота. Мобилизованных в это время начали выводить через чёрный вход. К месту стянули наряды полиции. Силовики применяют дубинки и слезоточивый газ. Задержанных увозят, остальных оттесняют. Протестующие не расходятся до утра, распевают гимн страны.
Похожая ситуация в Николаеве. Жители штурмуют здание ТЦК. В ход идут бейсбольные биты и металлические трубы. По всей Украине волна возмущения, причина - произвол военкомов и ужесточение мобилизации. Тем, кого арестовали, теперь грозят реальные сроки за попытку захвата госучреждения.
Ресурсов у Украины уже не хватает. Президент Владимир Зеленский подписал закон, который позволяет призывать даже 60-летних. А женщин-медиков за неявку в военкомат теперь будут объявлять в розыск.
«Обязанность женщины явиться в ТЦК никуда не исчезла. И в соответствии с этими изменениями желается, что в течение шестидесяти дней женщина должна явиться в ОТЦБ и пройти военно-врачебную комиссию с целью установления пригодности или непригодности к военной службе», - рассказывает Екатерина Анищенко, замглавы военного комитета Ассоциации юристов Украины.
Угроза мобилизации нависла и над молодыми: 25-летних мужчин теперь ставят на учёт автоматически, даже если не служил. Только вот отправить на фронт без сопротивления у киевского режима уже давно не получается.
В Луцке военкомы пытаются вытащить мужчину прямо из машины. Запись обрывается, когда у женщины, которая снимала происходящее, вырывают из рук телефон.
О зверствах среди военкомов уже несколько месяцев говорят и некоторые украинские нардепы, называя принудительную мобилизацию всё ярче - то диверсией, то «позорной охотой». Суммы взяток военкомам только растут. Уровень коррупции - заоблачный. Откупиться от ТЦК можно за несколько тысяч долларов.
«Они бизнес на этом сделали и огромные там 5, 6, 10, 12 сколько тысяч за то, чтобы там из «бусика» выйти одна сумма, из учебного центра другая, за выход, за выезд, за «видик» другие гонорары уже увеличились», - говорит Георгий Мазурашу, депутат Рады от партии «Слуга народа».
На фоне принудительной мобилизации - всё больше дезертиров. Депутат Верховной рады Анна Скороход подсчитала, из 880 тысяч солдат почти половина - в бегах.
«Люди имеют свойство заканчиваться. Мы видим и провалы на фронте, и проблемы с мобилизацией, и проблемы с СЗЧ. Нельзя людям, которые пошли добровольно, которые три года отвоевали, отпахали, не видели ни родных, ни близких, нельзя к ним относиться как с животными», - комментирует Скороход в телегам-канале Politeka.
Облавы на Украине в порядке вещей. Военкомы охотятся на улицах. Устраивают рейды. Очереди в ТЦК - не за повестками, а за отсрочкой. Мужчины делают все, чтобы не попасть на фронт.
«Большое количество людей либо откупилось, в первую очередь это касается привилегированного класса украинских нацистов или националистов - которые занимаются бизнесом, являются чиновниками, либо родственниками тех, кого я перечислил - они - так сказать, на жаргоне, откосили - от армии. Еще большая часть украинцев уехала и находятся на территории Европы - поэтому на Украине вот чувство несправедливости очень серьезно ощущается всеми теми, кого все-таки мобилизуют, насильно бусифицируют, изобьют, побьют, повредят здоровье, а может быть даже и убьют», - рассказывает Алексей Самойлов, начальник аналитического отдела международного общественного движения «Другая Украина».
Некоторые украинцы идут на крайности.. Мужчина, пытаясь бежать из страны, переоделся в женское платье и надел парик. Правда на границе его разоблачили и передали военкомам.
А на кадрах из Одессы женщины пытаются заблокировать автобус с мобилизованными, стучат в окна, плачут, кричат.
Украинцы всё чаще объединяются, чтобы спасти своих родных и близких. Кого-то получается отбить, когда на крики сбегаются прохожие. Но не всех. Многих увозят силой - с закрученными за спиной руками.
На фоне масштабных потерь и провалов на фронте, где гибнут тысячи украинских солдат, латать дыры приходится принудительной мобилизацией. Число стычек с ТЦК и недоверие украинцев к призывной системе только растет. Главком ВСУ Александр Сырский распорядился внедрить «правила вежливого обращения» в военкоматах, чтобы снизить напряжение, но оно близится к своему пику.
Раннее сообщалось о бунте, который устроили в Виннице родственники мобилизованных в ВСУ мужчин. Они попытались прорваться на территорию стадиона, где были размещены мобилизованные.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»