Травматолог Тимур Айтбагин - первый кого видят раненые бойцы, приходя в сознание после операций. В этом госпитале он для них воплощение уверенности, что все будет хорошо. Сейчас проводит очередной обход пациентов.
Николай, с позывным Кальмар, штурмовал лесополосу. История довольно распространенная на СВО: их заметили и выслали дроны, стали забрасывать сверху гранатами.
«Взорвался у меня за спиной, а благодаря тому, что было дерево, все прилетело в дерево. И только в голову прилетело два осколка. Точнее не два, там 6-8, но два под каску залетело, а может сквозь каску- уж не знаю. И один в руку попал», - рассказал Кальмар.
Осколки, очень часто удаляют не все - к ним сложно подобраться, из-за чего раненые всю жизнь вынуждены наблюдаться у врачей. Но Тимур Айтбагин у операционного стола бился до последнего. Учел даже мелочи, которые для здоровья не критичны, но могут расстроить бойца.
«Пришлось сделать разрез так, чтоб татуировку не испортить. Сейчас побаливает, конечно, мышцы, травма была. Заживет конечно», - сказал хирург.
Как и большинство врачей в Донбассе, военным медиком Тимур стал по обстоятельствам и зову сердца. Приехал сюда с Ямала. Специально искал место поближе к линии фронта, где может быть максимально полезен. Помнит количество раненых в начале СВО и сейчас. Говорит - в последнее время меняется тактика наступления, сохраняются жизни.
«Линия фронта может сдвинулась, интенсивность снизилась - я не знаю. Но раненых бойцов заметно меньше. Они есть, конечно, не так как раньше. С осколочными ранениями в основном, сто процентов идут с ранениями от FPV-дронов. Пулевых ранений я не видел ни одного», - поделился Айтбагин.
Если раненых бойцов поступает все меньше, то пострадавших от ВСУ мирных жителей наоборот больше. Паникующие нацисты вымещают зло на гражданских. Александр Демешев потерял ногу, когда вместе с односельчанами пытался выйти к нашим войскам. Наступил на мину.
«Почти все прошли, осталась последняя преграда, я катил тачку с бабушкой и наехал прям на ту мину. Ее не видно было. Она спрятана была, то ли закопана, не знаю», - рассказал житель ДНР.
Его сосед выходил со сломанной рукой и порванными сухожилиями - результат сбросов с украинского дрона.
Рискуя жизнью под огнем противника гражданских людей вывели военные. Задача медиков - вытащить бойца из-под носа у противника. Если надо - принять бой, но довезти пациента.
А вот так хирурги Уссурийского соединения десантников в операционной, которую развернули в поле, буквально вырвали из лап смерти очередного бойца и вытащили из-под сердца 20-сантиметровый осколок.
Тему эвакуации раненых и оказания медпомощи подняли и на коллегии Минобороны, которая состоялась на этой неделе. Статс-секретарь, Замминистра обороны Анна Цивилева отметила, что сами бойцы обучаются навыкам тактической медицины, совершенствуются и способы эвакуации.
«Благодаря эффективной системе эвакуации раненых, в том числе и с применением мототехники. Наземных робототехнических комплексов, защищенных санитарных автомобилей, доставка раненых в госпиталь не превышает одних суток», - сказала Цивилева.
Скорость оказания помощи - вопрос жизненно важный. В боевых условиях, как и в мирной жизни, есть правило золотого часа.
«Мы ехали втроем на машине, был подрыв. Выжил один я только, командир погиб, радист погиб. Потерял в сознание, пришел в себя, хотел пошевелиться, но не мог, так как позвоночник был сломан. Нашли от того, что увидели пламя. Загорелся я, а от меня сухая трава в поле», - поделился военнослужащий.
Обгоревшего и обездвиженного его отвезли в полевой госпиталь. При этом всю дорогу один санитар отстреливался от дронов, другой не давал закрыть глаза раненому.
«Я уже почти умер, меня вытащили с того света. Они постоянно со мной разговаривали, шевелили меня, чтобы я не отъезжал. Довезли до госпиталя, поставили капельницы и уже в чувство привели», - рассказал Роман Реутов.
Сейчас Роман ходит самостоятельно, от ожогов практически не осталось следа. Проходит реабилитацию в военном госпитале имени Вишневского. Аппарат, который помогает ему разрабатывать кисть - результат работы военных врачей и ученых из Москвы. Работает от силы мысли. Еще недавно это казалось фантастикой. Стоит только подумать как пошевелить пальцем, датчик считывает сигналы мозга и помогает пациенту завершить движение. Таким образом раненый вспоминает как работать рукой.
Специальный аппарат, которым пользуется пациент, тоже полностью отечественная разработка. Сидя в нем он представляет, что путешествует на катамаране по какому-то водоему. При этом ноги у раненого бойца не работают, а все импульсы дают электроды, которые подключаются прямо к спинному мозгу.
Военные медики всегда были на передовой. Не только в бою, но и в науке. Именно они еще в Первую мировую придумали наркоз, гипсовые повязки и тонометры, которыми измеряют давление. Изобретения военных медиков становятся неотъемлемой частью гражданской медицины. На СВО тоже появились новые методы лечения травм. Вот этот называется биоакустическая коррекция. Импульсы в голове преобразуются в звук, который слушает пациент. Это помогает быстрее избавиться от фантомных болей после ампутаций.
Подробнее о работе медиков на фронте и самых передовых технологиях реабилитации смотрите в сюжете Максима Красоткина для программы «Главное с Ольгой Беловой».
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»