Ровно 80 лет назад, 27 января 1945 года, советские войска освободили узников нацистского концлагеря Освенцим. В 2005-м Генеральная Ассамблея ООН утвердила эту дату как Международный день памяти жертв Холокоста.
В числе первых воинов, освобождавших узников, был Иван Степанович Мартынушкин. Он вспоминает, что изначально принял Освенцим за склады с боеприпасами. Лишь, когда красноармейцы зашли на территорию лагеря, они увидели, что там творилось.
«Внешне вид был очень тяжелый. Тяжело было смотреть, потому что у узников были высохшие лица, черные, изможденные. Мы зашли, пообщались, постояли с ними, а потом решили заглянуть в барак. Воздух был тяжелый, спертый. И мы видели, что на нарах есть люди, они шевелятся. Может они что-то и слышали, понимали, что пришло освобождение, но уже подняться не могли», - рассказывает ветеран.
Среди тех, кто был по другую сторону колючей проволоки, - на тот момент девятилетняя Татьяна Ершова. В архивах Освенцима сохранился ее номер, под которым она в октябре 1943-го вместе с тремя сестрами, братом и мамой попала в один из шести самых жутких «лагерей смерти».
«В лагере, когда нас всех раздели, стали выкалывать номера. Сказали, что нас потом поведут мыться. А мы ж маленькие были. И вот мы боялись, что мыться поведут, номер смоют и снова начнут колоть», - вспоминает Татьяна Ершова.
Тогда девятилетняя девочка еще не знала, что бояться надо другого - газовых камер, замаскированных под душевые.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»