В России дан старт беспилотным грузоперевозкам - событие историческое. Многотонные фуры, которыми управляет не водитель, а автоматика, выехали на трассу М-11. Она связывает Москву и Петербург.
На трассу четыре фуры выезжают сразу в автономном режиме. Несмотря на то что в кабине все-таки есть человек, он здесь - только сторонний наблюдатель. Машина двигается самостоятельно, перестраиваясь и плавно набирая ход. В интенсивном потоке электроника «не теряется», в среднем за сутки по федеральной дороге проезжают порядка 30 тысяч автомобилей, но, как показали испытания, даже при таких условиях беспилотный транспорт вовремя понимает, какой маневр нужно совершить, чтобы не допустить ДТП.
Большегруз-робот, в отличие от человека, смотрит не в оба - у него четыре пары «глаз». Радары, лидары, камеры - обзор на 360 градусов инженеры гарантируют. Дальность машинного зрения - 200 метров. И в ночное время эта концентрация внимания не снижается - напротив, благодаря специальным режимам любые объекты, от крохотного котенка до гигантской фуры, машина «считает».
«Автомобиль принимает решение притормозить, обогнать или, при экстренных случаях, полностью затормозить», - рассказал руководитель группы по разработке высокоавтоматизированных транспортных средств Равшан Талибуллин.
Беспилотные грузоперевозки между двумя столицами стартовали еще в прошлом году, но тогда в парке «автономных авто» были всего три машины. Сегодня их уже больше 20 - «обкатано» три миллиона километров. К концу года, по словам заместителя председателя правителя РФ Виталия Савельева, «в линию» выйдут 43 беспилотных автомобиля. И теперь путь для Петербурга стал проще. Всю дорогу можно будет проехать в автономном режиме. Раньше на одном из участков платной трассы М-11 приходилось «съезжать» на бесплатную М-10. Это было связано с реконструкцией дороги, и там разрешено только ручное управление. Сейчас проложен объезд Твери, ехать по трассе М-11 можно вплоть до Северной столицы. Ну а уже со следующего года беспилотное движение запустят и на трассе М-12, грузы в автономном режиме будут доставлять в Екатеринбург и Казань.
«Как правило, вы знаете, водители становятся операторами машины. Так или иначе, машина должна иметь своего оператора, диспетчера - это и беспилотные авиационные системы, это и автомобильный транспорт. Но это мировые тренды, мы должны понимать, что развитие в этом направлении нужно как минимум развивать, и не хуже, чем мировые тренды, иначе мы просто отстанем. А это в общем-то и есть наша технологическая независимость», - заявил заместитель председателя правительства Российской Федерации Савельев.
Беспилотный грузовик может развивать максимальную скорость до 90 км/ч. Она разрешена по закону. Причем машине-роботу не нужно соблюдать режим труда и отдыха, как обычному водителю. Соответственно, за сутки такой автомобиль способен проехать до полутора тысяч километров, а человек - всего 700.
За ситуацией на дороге с беспилотным транспортом следят из пункта управления. Он, к слову, может находиться и в паре сотен метров и за тысячи километров.
Перевозить беспилотным транспортом можно любые грузы - так уже доставляют продукты питания и бытовую технику. Это не только безопасно, но еще и выгодно. В том числе для потребителя.
Если такие беспилотные автомобили и дальше будут показывать свою эффективность, в планах Минтранса - запустить полностью автономные машины-роботы, для контроля которых человек в кабине уже будет не нужен.
Ранее глава Минцифры РФ Максут Шадаев заявлял, что беспилотные автомобили начнут широко использоваться в России через пять-семь лет. По его словам, их внедрение зависит от зрелости технологий.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»