Знаменитые питерские «Кресты» выставили на продажу. СИЗО, построенный в конце позапрошлого века, может обрести нового владельца уже в феврале. Начальная цена составляет 1 миллиард 52 миллиона рублей, торги пройдут в электронном формате.
Над легендарным следственным изолятором «Кресты» - колокольный перезвон с церкви Святого Александра Невского. Единственного действующего объекта огромного мрачного комплекса, оставшегося без хозяина и обитателей.
За 125 лет кто здесь только не сидел - уголовники и политзаключенные, видные большевики и военачальники, в том числе Константин Рокоссовский. Поэты Николай Гумилев, Даниил Хармс и Иосиф Бродский, даже актер Георгий Жженов - история страны неразрывно связана с камерами петербургских «Крестов».
В смутные 90-е здесь сидели 12 тысяч человек. И понятно, что спать арестанты могли только по очереди. Журналист Евгений Вышенков попал в «Кресты» в 92-м и провел больше года - повезло, что не в самой густонаселенной камере.
«Я сидел более-менее - было 12, а как спали? Смотрите, шесть мест у вас уже есть, два места внизу - это восемь. Если положить доски - вот тебе и 12», - рассказал Вышенков.
999 камер «Крестов» пустуют уже более пяти лет - подследственных перевели в новый изолятор, а старый получил статус вновь выявленного памятника истории и архитектуры - и туманное будущее.
На продажу выставили здания изолятора общей площадью больше 40-х тысяч квадратных метров - естественно, кроме храма, его передадут епархии. Четыре гектара на берегу Невы в центре города - казалось бы, лакомый кусок для любого инвестора. Но кардинально перестраивать тюрьму-памятник точно не разрешат, да и государственную историко-культурную экспертизу здесь еще не проводили.
«Тут очень много вопросов может возникнуть. Например - решетки на камерах - они войдут в предмет охраны или не войдут, нужно их будет оставлять или нет? Планировки - конечно, будущая функция диктует изменение планировок - будет это возможно или нет?», - сказал председатель Совета СПб отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Антон Иванов.
Примеры успешного приспособления подобных объектов уже есть - в Финляндии похожую тюрьму превратили в гостиницу, но там камеры больше, а масштабы - меньше. Возможно, здесь создадут некое общественное арт-пространство - с зоной для отдыха и прогулок. Пока же по мрачным и пустым коридорам «Крестов» гуляют только кошки. Конечно же черные.
Ранее автор «Бандитского Петербурга» назвал «Кресты» развалившимся замком Люцифера.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»