Решение правительства РФ, обязывающее нефтяников продавать больше автомобильного топлива на рынке, логичное и своевременное. Об этом в разговоре со «Звездой» заявил экономист Андрей Бунич.
«Речь о существовании крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний со своими сетями АЗС. Они предпочитают продавать бензин своим заправкам. Небольшие производители оказываются в невыгодной ситуации. Если большая часть бензина поступает через небиржевые каналы, то они начинают повышать цены. Чтобы этого не допускать, надо этот вопрос регулировать. Это делают через обязательную продажу части бензина на бирже», - объяснил Бунич.
Согласно решению кабмина, минимальная доля продажи бензина увеличится с 11% до 12% от объема производства, а доля дизельного топлива вырастет с 7,5% до 8,5%.
«Для граждан это хорошо. Правительство ставит задачу сдерживать цены - уже хорошо. Но еще рано говорить о стабилизации цен. Инфляцию никто не отменял. Для того, чтобы вопрос решать серьезно, надо заниматься демпферным механизмом», - отметил экономист.
Существующий был изобретен во времена, когда отечественный топливный рынок был интегрирован в мировой. Тогда все расчеты были привязаны к экспортному паритету, уточнил эксперт.
«Когда мировая цена была выше, чем на внутреннем - государство компенсировало производителям эту разницу, а когда наоборот, что бывает реже - производители компенсировали. Этот механизм нелогичен сейчас. Цена в России должна быть оторвана от мирового ценообразования и устанавливаться исходя из потребностей развития внутреннего рынка», - считает собеседник «Звезды».
С его слов, автомобильное топливо уже подешевело. Российские производители поняли, что не смогут продать его за границу по высоким ценам и снизили стоимость на внутреннем рынке. По оценкам эксперта, стоимость бензина и дизеля может начать расти, что помешает формированию внутреннего рынка топлива.
Напомним, что в начале 2022 года Россия стала страной со вторым по дешевизне в абсолютных цифрах бензином в Европе. Средняя цена литра этого топлива у нас составила 51,3 рубля. Дешевле бензин оказался лишь в Казахстане, где он в среднем стоит всего 35,7 рубля. Наиболее дешевое дизельное топливо также продают в России. За литр просят 54,4 рубля. Наиболее дорогим бензин оказался в Нидерландах, где литр топлива в российской валюте обойдется в 169,1 рубля. Свыше 150 рублей за литр придется заплатить также в Финляндии, Дании, Норвегии и Швеции.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»