Илон Маск решил потягаться с немецким автопромом и открыл первый в Европе завод компании Tesla. В торжественной церемонии приняли участие сам глава Space X, а также канцлер Германии Олаф Шольц и министр экономики Роберт Хабек.
Такое высокое представительство говорит о важности проекта: предприятие даст более 12 тыс. рабочих мест и будет производить до полумиллиона машин в год. Однако экологи Германии всеми способами пытались остановить строительство завода.
«Это великий день для фабрики. Я хочу поблагодарить всех, кто помогал. Большое вам спасибо! Это действительно важно для общества. Это важно для Германии, для Европы и для мира. Каждое средство передвижения, которое мы создаем - это новый шаг в направлении устойчивого будущего», - заявил Маск в ходе открытия «гигафабрики».
Присутствие канцлера Германии Олафа Шольца на церемонии открытия завода - подтверждение полного одобрения проекта немецким правительством. Однако некоторые люди хотят для Германии другого будущего. Но их не пустили дальше проходной завода.
Дело в том, что фабрику стоимостью 5 млрд долларов должны были запустить еще в прошлом году, но сначала на стройке обнаружили неразорвавшиеся бомбы времен Второй мировой войны, а позже столкнулись с активным сопротивлением защитников окружающей среды. Они уверены, что из-за этой фабрики огромный регион Бранденбург просто останется без воды.
«Главная проблема, на наш взгляд, - это экологические последствия. То, что вы видите за моей спиной, - это естественный запас воды из скважины, которая находится в полукилометре отсюда. Это масштабное вмешательство, и наша главная забота - проблемы, связанные с водоснабжением. У нас мало воды из-за изменения климата, и с этим строительством есть опасность, что вода загрязняется», - отмечает глава гражданской инициативы против завода Tesla Штеффен Шорхт.
Сама фабрика расположена рядом с природным заповедником. Под стройплощадку пришлось вырубить 175 гектаров леса, что, естественно, нарушило среду обитания диких животных.
Защитники окружающей среды пытались препятствовать вырубке деревьев, обращались в суд, но проиграли его и строительство продолжилось. Экологии региона уже нанесен значительный ущерб, что расходится с девизом компании Tesla «ускоряем переход мира на экологическую энергию».
По словам ведущего научного сотрудник Центра германских исследований Института Европы РАН Александра Камкина, в ближайшие 10 лет германия под нажимом экологов собирается ввести зеленую энергетику, а переход на электромобили - это важный тренд.
Завод Tesla под Берлином запустился благодаря протекции руководства Германии - электромобили американской компании должны помочь в борьбе с зависимостью от российских энергоресурсов. Правда, независимые эксперты в этом сомневаются.
«В стране до сих пор не существует развитой сети зарядных станций - об этом постоянно говорят, критикуют правительство. Они хотят ввести электромобили повсеместно. Но инфраструктура не готова, и электрогенерирующие мощности не готовы. При этом Германия отказывается от АЭС, закрывают ТЭЦ на угле, непонятно, где Германия будет брать дополнительные энергогенерирующие мощности», - говорит депутат Бундестага Евгений Шмидт.
Вместе с тем, производство Tesla уже испытывает проблемы в связи с нарушением цепочек поставок необходимых компонентов из Китая и России и резким ростом цен на ключевые материалы. Особенно подорожал никель, необходимый для производства батарей электромобилей.
Но Илон Маск не скрывает своих планов по экстремальному расширению компании - для того, чтобы человечество смогло отказаться от ископаемого топлива. И обещает открыть на немецкой гигафабрике «рейв-пещеру», чтобы сотрудникам завода было весело.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»