Эксперт Российского совета по международным делам Антон Мардасов рассказал, как могут развернуться события после решения курдских сил покинуть Манбидж, чтобы сконцентрироваться на борьбе с ИГИЛ* (террористическая организация. Запрещена на территории РФ). Напомним, сегодня курды заявили о том, что в связи с угрозой вторжения про-турецких сил на север Сирии они перегруппировывают свои силы и уводят их на восточный берег Евфрата. Там они планируют продолжить борьбу с ИГИЛ.
Эксперт полагает, что обрисовать единственный сценарий развития событий невозможно. Поэтому он выделил несколько наиболее вероятных.
«Дамаск и Москва хотели бы разменять Идлиб на восток Сирии. То есть чтобы Турция увела оппозиционные отряды на восток Сирии. Но вероятно, что туда вместе с «умеренной оппозицией» могут перетечь и джихадистские элементы. Например, симпатизирующие «Аль-Каиде»* (Террористическая организация. Запрещена на территории РФ) или «Хайат-Тахрир аш-Шам»* («Джебхат ан-Нусра». Террористическая организация. Запрещена на территории РФ). И там, на востоке, они бы расширили зону влияния», - рассказал Антон Мардасов.
По мнению эксперта, Турция также может войти на территорию американских баз. Дамаск же, например, вероятно рассчитывает на нефтяные месторождения, в том числе и на восточном берегу Евфрата в районе Ракки.
Актуальной остается проблема и о взаимодействии курдов с арабскими племенами, населяющими территорию восточной и северной Сирии. По словам Антона Мардасова, отношения между двумя народами непростые. Он особенно подчеркнул, что восток Сирии и без того является проблемным регионом, и для обеспечения его безопасности придется разворачивать довольно многочисленный военный контингент.
«То же Исламское государство* (террористическая организация. Запрещена на территории РФ), которое с одной стороны сокращает размер территорий, на котором оно еще имеет некоторое влияние, в подполье боевики все еще имеют вес», - отметил эксперт.
Антон Мардасов отметил, что курды внесли огромный вклад в борьбу с ИГИЛ. Многие города, в частности тот же Манбидж, Ракка и часть Дейр-эз-Зора были освобождены именно с помощью СДС, в которые входят и курдские отряды народной самообороны.
Турция считает YPG и YPJ (женские отряды) террористическими организациями.
Изначально за Манбидж планировали побороться про-турецкие силы. Операция должна была начаться в 20-х числах декабря. Однако 21 декабря Реджепу Тайипу Эрдогану позвонил Дональд Трамп. И после телефонного разговора глава Турции принял решение перенести начало операции.
Про-турецкие силы контролируют несколько населенных пунктов на севере Сирии, в том числе довольно крупный Африн и Аль-Баб. Неоднократно курдские СМИ писали о зверствах про-турецких боевиков в этих городах. Вторые, в свою очередь, все обвинения отрицают.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»