Генетики опровергли миф об эволюции человека

Ген FOXP2 связан с речевыми и лингвистическими навыками «человека разумного». Он участвовал в развитии языка и, как считали ученые прежде, стал основным фактором эволюции, сделав Homo sapiens более конкурентоспособными в сравнении с другими приматами.
Вадим Синицын 2018-08-07 06:32:00

Специалисты-генетики выяснили, что ген FOXP2, который ранее считали ответственным за эволюцию Homo sapiens, на самом деле не играл решающего значения и не принимал значительного участия в «естественном отборе». Результаты исследования опубликованы в научном журнале Cell.

При анализе в упомянутом гене нашли следы так называемого «давления естественного отбора». Кроме того, FOXP2 оказывает влияние на регуляцию других генов, а его мутация приводит к проблемам с речью. У «человека разумного» в этом гене есть две лишних аминокислоты, в отличие от других представителей вида. Все это позволяло ученым делать выводы о решающем значении FOXP2 в эволюции человека.

Однако сейчас выяснилось, что данный вывод не вполне корректен. Генетики сравнили различные образцы FOXP2, проанализировав генетические базы - Human Genome Diversity Panel (HGDP) и 1000 Genomes Project phase 1. Выяснилось, что анализ генома представителей разных рас не показывает различий, несмотря на различные версии упомянутого гена.

Это ученые связали с тем, что при миграции людей из Африки, которая считается «колыбелью человечества», определенные варианты рассматриваемого гена распространились на других континентах.  Если бы FOXP2 имел решающее значение для эволюции человека, то он был бы единственной частью ДНК с таким распределением у разных групп населения. Таким образом, генетики пришли к выводу, что «ген речи», хоть и сыграл определенную роль в эволюции, не был решающим фактором.