Об испытаниях двух российских перспективных истребителей пятого поколения Су-57 в Сирии стало известно в марте текущего года. Тогда министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что самолеты пробыли в Сирии два дня, выполнив за это время программу испытаний, в том числе боевых
Позже стало известно, о каких именно испытаниях идет речь: самолеты нанесли удар по террористам с помощью крылатых ракет.
Сирийская проверка
Ракеты, которыми Су-57 предположительно наносил удар в Сирии, называются Х-59МК2. Это ракета оперативно-тактического класса с соответствующей, до 290 км, дальностью полета. Это не стратегический носитель, но тем не менее, достаточно грозное оружие как для укрепленных наземных, так и для морских целей.
Она имеет проникающую или кассетную БЧ весом до 310 кг и представляет собой прямого конкурента известных западных крылатых ракет того же класса — AGM-158 JASSM и Scalp EG/Storm Shadow.
Ракета под индексом Х-59 известна достаточно давно, и существует несколько ее модификаций. Но несколько лет назад это изделие, сохранив формально маркировку Х-59, было переформатировано в другой, более расширенный вариант, где были учтены требования по ее размещению во внутренних отсеках вооружения самолета перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА). Сейчас эту машину называют Су-57.
Ракета получила новую форму корпуса с характерными стелс-обводами, и на нее установили новый малоресурсный двигатель с повышенной энергоэффективностью. Был серьезно переработан и борт ракеты — он стал полностью цифровым и модульным. Фактически мы получили новое изделие.
Глаза «Овода»
Ракета Х-59МК2 проходила испытания на российских полигонах, однако ее боевое применение это безусловно совершенно иной опыт, считает главный редактор журнала «Арсенал Отечества» полковник Виктор Мураховский.
«Предварительные пуски Х-59МК2, произведенные на полигоне в Актюбинске, дали позитивный результат, и сейчас ракета уже завершает этап государственных испытаний. В Сирии она была неоднократно применена с самолета Су-57 для ударов по террористам и показала хорошую результативность и качество работы, как и весь комплекс вооружения», - рассказал Мураховский.
Нужно понимать, что речь идет не столько о конкретной ракете, а о целом комплексе вооружений, который представляет собой длинную цепочку действий от системы подготовки данных о цели, которые вводятся в ракету как на земле, так и на борту самолета; подготовку самой ракеты к вылету — сопряжение с системами самолета как механическое, так и программное; полет, пуск, поражение цели и контроль результатов боевого применения.
Все эти мероприятия и отрабатывались в Сирии. Ведь именно там была развернута самая современная система, которую сейчас принято называть разведывательно-ударный контур. Было проверено, как в реальных боевых действиях Су-57 интегрируется в такую систему.
«В Сирии мы масштабно и на практике отработали возможность интеграции в такие системы разведывательно-ударных контуров самых разных систем вооружения — от крылатых ракет стратегической дальности до ствольной артиллерии и, конечно, наших самолетов, в т.ч. и новейшего Су-57», — отметил эксперт.
Индийский узел
Информационные войны с реальностью слабо связаны, но они хорошо связаны с политикой, пиаром и, что самое главное, с конкурентной борьбой на мировом рынке вооружения. Особенно ярко это проявляется в англоязычном медиапространстве, где постоянно муссируется информация, что Су-57 «то не так пролетел, то не так приземлился», а чаще всего звучит мнение, что он уступает сильно распиаренному F-35.
По мнению авиаэксперта Владимира Карнозова, возможной причиной этих слухов, является Индия, а точнее совместная работа, которая ведется по проекту самолета пятого поколения.
«Проект Fifth Generation Fighter Aircraft (FGFA) является эксклюзивной программой для Индии, которая позволит ей не только получить в свое распоряжение современный истребитель пятого поколения, но и освоить ключевые технологии. К сожалению, в настоящий момент программа идет со скрипом, поэтому наши глобальные конкуренты по рынку вооружений поддаются сильному соблазну добавить побольше негатива в эту ситуацию и продвинуть свою продукцию», — заметил Карнозов.
Подковерный бой F-35
Для США важно расширить рынок продаж своего F-35, а Индия для этого достаточно интересный покупатель. Хотя не совсем понятно, что Индия реально получит от такого рода сделки.
По словам авиационного эксперта Владимира Карнозова, F-35 — это не очень понятная и дорогая международная программа, в которую на этапе разработки вкладывались десятки государств. Страны-участницы вносили свой вклад в виде офссета или технологий и в результате получили льготные условия на приобретение F-35. Индия сегодня не может внести свой вклад в разработку, поезд уже ушел, поэтому Америка может просто организовать продажу, но отнюдь не передачу технологий, т.к. для этого придется распутать серьезный международный клубок из стран-участниц программы.
«Фактически это не истребитель, а средний ударный самолет, который должен работать в паре с F-22 — наносить удары под его прикрытием. Отдельно он, чтобы на эту тему ни говорили, не представляет собой мощной ударной силы. Но продавать его надо, а для того чтобы пропихнуть свой продукт на рынок, надо очернить конкурента», — сказал Карнозов.
Эксперт также отметил, что F-35 — это не самый современный самолет, а сама его программа находится в достаточно сложном положении.
О самолете Су-57 телеканал «Звезда» подробно рассказывал в одном из выпусков программы «Военная приемка».
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»