Ведущий программы «Задело» Николай Петров комментирует антироссийское выступление британского премьера Терезы Мэй, в котором та обвинила Москву «в подрыве мирового порядка».
Николай Петров: В начале этой недели премьер-министр Великобритании Тереза Мэй выступила с ежегодной речью по внешней политике. Выступила не в парламенте, не с лекцией в университете, а на приеме, который устроил лорд-мэр лондонского Сити. Накрытый стол, лорды, леди, вечерние платья, бриллианты.
И в этой душевной обстановке Тереза Мэй внезапно обрушилась с критикой на Россию. Забавно, что в той же самой речи она заявила, что Британия не желает конфронтации, да и вообще в интересах Лондона продуктивные отношения с Москвой. Но только я не понимаю, о каких продуктивных отношениях может идти речь после подобных заявлений. Как это вообще может сочетаться в одном выступлении и в одной голове?
«Россия разожгла конфликт в Донбассе и запустила непрекращающуюся кампанию кибершпионажа и дестабилизации. Это и вмешательство в выборы в других государствах, и хакерские атаки на компьютеры министерства обороны Дании, бундестага и многих других объектов. Россия стремится использовать информацию в качестве оружия, а с помощью своих государственных СМИ она распространяет фейковые истории и отретушированные изображения в попытке посеять на Западе разногласия и подорвать наши институты», – заявила Мэй.
Вот как – не больше и не меньше. Посеять разногласия и подорвать институты. Поскольку речь эта произносилась на банкете, за столом, уставленным яствами и напитками, то по ее завершении, после такого пламенного обличения России, все присутствующие просто обязаны были сказать: «Какой хороший тост!». И, как завещал Веничка Ерофеев, немедленно выпить!
Речь Терезы Мэй получилась зажигательной и концентрированно русофобской. Пожалуй, в последний раз британские премьеры говорили о России как о смертельной угрозе западной цивилизации только в самый разгар холодной войны. Было такое знаменитое выступление Маргарет Тэтчер в Кенсингтон Таун Холле, в котором она пугала Британию и весь мир неминуемой советской экспансией и ужасным будущим английских детей.
И, что любопытно, главные тезисы двух речей, произнесенных с разницей в 40 лет, практически идентичны. До смешения. Только в наши дни вместо «советской военной мощи» аудиторию потчуют «фейковыми историями» и «русскими троллями». Только вот с троллями, если честно, как-то неудобно получилось.
«Журналисты газеты "Скотстмен" выяснили, что пользователь "Твиттера", выступавший под псевдонимом Сму, названный в прессе "российским троллем", оказался охранником 40 с небольшим лет из шотландского города Глазго. По данным издания, которое смогло связаться с мужчиной, подобное "клеймо" изрядно его удивило, поскольку он отнюдь не собирался как-либо влиять на политический курс Великобритании и вел блог лишь для того, чтобы скоротать время на работе. При этом единственными основаниями для подозрений в работе на подрывную русскую пропаганду, высказанными колумнистом Джеймсом Патриком, было то, что пользователь Сму "ужасно владеет английским языком" и "придерживается пророссийских позиций"».
Но вернемся к речи премьера Терезы Мей. По ходу ее проникновенного выступления мне все время казалось, что вот-вот она произнесет что-то вроде: «Братья и сестры, граждане Великобритании!». И дальше что-нибудь про внезапное вероломное нападение России на мирные Британские острова. Не сказала. А еще в своем выступлении она оставила для России послание, то есть предупреждение. Практически ультиматум.
«У меня очень простое послание для России. Мы знаем, что вы делаете. И вам не удастся добиться успеха, потому что вы недооцениваете прочность наших демократий, неизменную притягательность свободных и открытых обществ и приверженность западных стран альянсам, которые нас связывают», – продолжила британский премьер.
Это был, наверное, второй хороший тост. Ну, сказали британские лорды, поднимем бокалы за прочность, притягательность и приверженность! И опять немедленно выпили. Банкет же.
Но все равно остается вопрос: отчего вдруг госпожа британский премьер вдруг решила поднять градус обвинений в адрес России? Первая рабочая версия – трансатлантическая солидарность. Куда Штаты, туда и Лондон. Не нами это замечено. Вторая версия имеет чисто внутренние основания. Позиции Терезы Мэй в консервативной партии заметно ослабли. И даже поговаривают о ее скорой отставке.
Но есть и более глубокая личная причина. Вообще, у премьер-министров Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии жизнь непростая. Не позавидуешь. Обстановка внутри страны нервная, полная стрессов и тревог. Опять же пресловутый Brexit и нерешенные главные – денежные – вопросы. Кто кому сколько останется должен после раздела с Евросоюзом счетов и совместно нажитого имущества.
Но есть еще одна глубоко личная проблема британских премьеров. Кто бы там ни выигрывал тамошние выборы и ни садился в кресло премьера, его всегда будут сравнивать с двумя вошедшими в историю политиками Британии – Уинстоном Черчиллем, победившим, конечно же, не без помощи союзников Гитлера. И Маргарет Тэтчер, одолевшей СССР. И тут появляется какая-то невзрачная Тереза Мэй. По молодости финансист, затем партийный функционер. Бывший министр по делам женщин. Человек крайне противоречивых, точнее, нестабильных политических взглядов.
То есть явно не Тэтчер и не Черчилль. Труба пониже и дым пожиже. Как набрать очки? Легко, если тоже наехать на Россию, повторить Фултонскую речь, но уже с хакерами, троллями и фейковыми новостями. Мы с вами в этом смысле удобный объект. Как теперь принято на Западе, в любой непонятной ситуации обвиняй русских.
Вообще, тут обнаружилось поразительное сходство между обвинениями России в разрушении западных демократий и скандалами по поводу разнообразных сексуальных домогательств. Вы заметили? Все эти обвинения не требуют каких-либо доказательств! То есть всем заявителям необходимо строго верить на слово: «Клянусь честью, господа! Этот белый гетеросексуальный мужлан 20 лет назад меня гнусно домогался», – утверждают актрисы или секретарши. И общество, воспылавшее праведным гневом, устраивает каждому подозреваемому, чья вина вообще никак не доказана, обструкцию и травлю.
То же самое и с русскими: «Клянусь честью, господа! Эти гнусные российские хакеры и тролли попытались обесчестить нашу многовековую демократию. Да, она, эта демократия, сильно немолода, полубезумна, с дефектами фикции и пигментными пятнами. Но русские же такие! Ну вы понимаете!» О да, кивают джентльмены и голосуют за ужесточение санкций. Россия, знаете ли, у них по определению виновна.
Вот и Тереза Мэй в своей речи не полезла за словом в карман и назвала Россию угрозой мировому порядку и западным институтам. А давайте-ка я вам напомню на том же английском примере, что это за мировой порядок такой, который полностью устраивает западные элиты.
«В прошлом году в Великобритании был обнародован доклад специальной комиссии, посвященный расследованию участия Великобритании как союзника США в иракской кампании 2003 года. Эксперты пришли к выводу, что принятое кабинетом тогдашнего премьер-министра Тони Блэра решение об участии Великобритании в военных действиях в Ираке было ошибочным, при этом оно было основывалось на неполных разведданных в условиях, когда возможности мирного решения проблемы еще не были исчерпаны. Совершенно ясно, что политика в отношении Ирака основывалась на неверной информации и ее неверной интерпретации. Ни на одном этапе не то что не рассматривалась, а не выдвигалась гипотеза о том, что Ирак действительно может не иметь химического, бактериологического и ядерного оружия и программ по его созданию», – говорилось в докладе.
То есть вы понимаете? Английская же комиссия признала, что Великобритания и ее руководство совершили не мифическое выдуманное вмешательство куда-то там, а совершенно конкретное военное преступление. Вступили в войну против суверенного государства с целью свержения режима и физического устранения руководителя. Причем с катастрофическими последствиями для всего региона.
Кстати, в 2015 году Тони Блэр в интервью американской телекомпании CNN признал, что вторжение в Ирак Вооруженных сил США и их союзников стало одной из основных причин появления запрещенной в России террористической организации «Исламское государство».
И знаете, что на это ответил бывший британский премьер Блэр? Я просто процитирую: «Я извиняюсь за то, что разведданные были неверными. Я также извиняюсь, кстати, за некоторые ошибки при планировании и, конечно, за наши ошибки в понимании того, что произойдет после того, как мы сменим режим». Конец цитаты. Он просто извинился? За решение, повлекшее сотни тысяч жертв? И это все? А нет, не все: «Я несу ответственность за все совершенные ошибки, без каких-либо исключений и оправданий... Однако я оставляю за собой право защищать свою позицию, которая состоит в том, что Хуссейна было необходимо убрать».
Интересно, какую ответственность в итоге понес Тони Блер? Не за ошибки, нет. За официально признанные британской комиссией преступления? Никакой! А вот это и есть тот самый мировой порядок и демократические институты, об угрозе которым говорила в своей речи на банкете британский премьер Тереза Мэй. Право Запада лгать, менять режимы, развязывать войны и убивать. Причем делать все это совершенно безнаказанно.
А когда говорят, что дело, дескать, прошлое и это вы, русские, такие злопамятные, надо отвечать так: нет, мы не злопамятные. Просто память у нас хорошая.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»