Во время Великой Отечественной войны немцы в панике кричали, завидев в небе маленькие фанерные самолеты По-2. Хлипкие с виду и очень тихоходные машины были почти бесшумными и могли подходить точно к цели на сверхнизкой высоте, а потому обеспечивали необычайную точность бомбардировки. Это вызывало у гитлеровцев ярость. Но до настоящего бешенства их доводило то, что огромный урон им наносили не летчики-асы, а юные девушки.
Ни до, ни после Великой Отечественной войны в мире не существовало отдельных женских боевых авиационных подразделений. Три полка были полностью укомплектованы женщинами-добровольцами и вошли в историю благодаря невероятному героизму и мужеству советских летчиц.
Своим появлением легендарные «ночные ведьмы» обязаны одной из первых женщин – Героев Советского Союза Марине Расковой. Именно она создала знаменитое женское авиационное объединение, в которое входил полк легких ночных бомбардировщиков, тяжелых дневных бомбардировщиков и истребителей.
Когда Марина Раскова еще только начала формировать женское авиационное подразделение, как-то вечером к ней подошли две ее ученицы и посетовали, что мужчины-летчики с усмешкой называют их «Дунькин полк». Раскова с улыбкой ответила: «Не стоит спорить, мы им на деле покажем» – и за считаные месяцы превратила вчерашних школьниц и студенток в грозных асов.
Начиная с 22 июня 1941 года девушки, окончившие курс в аэроклубах по всей стране, начали осаждать военкоматы. Но их отказывались призывать. И вот Марине Расковой полетели письма, в которых девушки рассказывали, как они мечтают попасть на фронт, защищать свою страну.
Расковой удалось воплотить в жизнь их мечты: она зашла в кабинет Сталина и с присущей ей эмоциональностью озвучила страстное желание сотен своих соотечественниц воевать наравне с мужчинами. Она была столь убедительна, что вождь поддержал ее идею. Расковой поручили сформировать авиационное соединение из трех полков.
Раскова открыла путь на фронт для нескольких сотен женщин. Она создала три полка: легких ночных бомбардировщиков, тяжелых бомбардировщиков и истребителей.
Профессиональных летчиц с большим налетом, пришедших из гражданской авиации или аэроклубов, определяли в полк тяжелых бомбардировщиков. Тех, у кого налет был поменьше, записывали в полк легких бомбардировщиков или в штурманы. И только самые лучшие летчицы с большим налетом попадали в истребительный полк.
Машин для нового полка ночных бомбардировщиков взять было негде, и тогда именно Марина Раскова предложила использовать самый массовый учебный самолет У-2, который позже переименовали в По-2.
Истребительный полк был вооружен по тому времени новейшими самолетами Як-1. А полк дневных бомбардировщиков – пикирующим Пе-2, оснащенным новинкой – полуавтоматическим радиокомпасом и двигателями, обладавшими взлетной мощностью в 1100 лошадиных сил.
Даже девушкам, которые до войны окончили летные школы, не приходилось стрелять из пулемета. Марине Расковой, которая отвечала за боеспособность полков, требовалось организовать обучение сотен людей. А еще добиться слаженности в бою и способности справляться с бытовыми трудностями, неизбежными на фронте. За годы войны летчицы совершили 23672 боевых вылета и сбросили на врага почти 980 тонн бомб, став кошмаром для него.
Судьбе создательницы знаменитого женского авиационного объединения Марины Расковой посвящена программа «Легенды армии» с Александром Маршалом. Смотрите во вторник, 7 марта, в 19:35 на телеканале «Звезда».
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»