АвиацияАвиация

Штурмовик Су-25 «Грач»

14:56 07.08.2018
Су-25 – бронированный дозвуковой штурмовик, предназначенный для непосредственной поддержки Сухопутных войск над полем боя днем и ночью при прямой видимости цели, а также уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно в любых метеоусловиях. В российских войсках получил прозвище «Грач».

Штурмовая авиация в СССР была упразднена в 1956 году, уступив место истребительно-бомбардировочной. Сделано это было потому, что в условиях ядерного противостояния использование этих самолетов казалось бессмысленным. Однако в середине 1960-х годов сценарий полномасштабной ядерной войны стал маловероятен. При этом на учениях истребители из-за своей высокой скорости не могли эффективно работать по земле. Тогда было принято решение о создании штурмовика для поддержки сухопутных войск.

История создания

Первоначальный проект Су-25 начал разрабатываться втайне от руководства молодыми сотрудниками ОКБ П.О. Сухого. Во многом именно это позволило опередить конкурентов, в том числе ОКБ им. Ильюшина, которое представило на конкурс Минобороны проект штурмовика Ил-102.

Во время испытаний в ВВС СССР самолет получил прозвище «Грач».

Интересные факты

- Су-25 создавался как самолет для полномасштабной войны, который мог бы вести наступление вместе с армией, не завися от аэродромов. Именно этим обусловлено то, что он может использоваться с грунтовых полос.

- В случае экстренной ситуации Су-25 способен использовать вместо керосина обычный бензин или дизельное топливо.

- Изначально в конструкции штурмовика предусматривалась возможность использования подвесных контейнеров, в которых можно было перебрасывать электростанцию, дозаправочную станцию, контейнер с «наземкой» (чехлы, заглушки, колодки, стремянка) и другое оборудование. В одном из контейнеров и вовсе планировалось перевозить... техника из обслуживающего наземного персонала. От последней идеи при запуске машины в серийное производство было решено отказаться. Стоит подчеркнуть, что за все время применения Су-25, ни одна из этих возможностей самолету не потребовалась.

- Су-25 является в целом высокозащищенным самолетом, на системы обеспечения боевой живучести приходится 7,2 % нормальной взлётной массы или 1050 кг. Пилот практически полностью защищен от обстрела из любого ствольного оружия калибром до 12,7 мм, а по наиболее опасным направлениям — калибром до 30 мм.

Вооружение

Самолет может нести до 32 видов различного вооружения, в том числе неуправляемые авиабомбы и ракеты, высокоточные бомбы и ракеты, оружие «воздух-воздух».

Кроме того, «Грач» оснащен двуствольной 30-мм авиапушкой ГШ-30-2. Также возможна установка на штурмовик дополнительного артиллерийского вооружения в виде подвесных пушечных контейнеров СППУ-22-1, каждый из которых оснащён двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23, выполненной по схеме Гаста.

Боевое применение

Штурмовики отлично зарекомендовали себя во время боевого применения в различных военных конфликтах. Самолеты применялись во время Гражданской войны в Анголе (1975—2002), войны в Афганистане, Ирано-иракской войне (1980—1988), Первой и второй чеченских войнах (1994—1996), а также более чем в 10 других конфликтах. Является одним из основных ударных самолетов российских ВКС в Сирии.

На вооружении

Самолет продолжает эксплуатироваться в российских ВКС, при этом планомерно проходит модернизацию. Новейшая модификация штурмовика Су-25СМ3 отличается спутниковой системой навигации ГЛОНАСС с возможностью программирования конечной точки с точностью до десяти метров, системой СВП-24-25 (он же «Гефест»), которая позволяет повысить точность неуправляемых авиационных средств поражения до уровня управляемого оружия.

Всего на вооружении ВКС РФ стоит около 200 Су-25 различных модификаций.

Характеристики

Экипаж: 1 летчик; Масса пустого: 9315 кг; Максимальная скорость: 950 км/ч (с норм. боевой нагрузкой); Крейсерская скорость 750 км/ч; Практическая дальность с 4× ПТБ-800 1250 км; Длина разбега на бетонной ВПП: 550 м.

Экспертное мнение и аналитика