Телеканал «Звезда» на facebook
18+

«Четыре метра инструкций» - Борис Волынов рассказал о первой в истории стыковке кораблей «Союз-4» и «Союз-5»

Семнадцатого января произошла историческая стыковка двух советских космических кораблей. Летчик-космонавт Борис Волынов в эксклюзивном интервью «Звезде» рассказал о подготовке к полету и главном страхе перед ним.
«Четыре метра инструкций» - Борис Волынов рассказал о первой в истории стыковке кораблей «Союз-4» и «Союз-5»
© Фото: В. Лебедев, Иван Денисенко РИА Новости

Дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт Борис Волынов в преддверии юбилея первой в истории космонавтики стыковки двух кораблей в эксклюзивном интервью «Звезде» рассказал о подготовке к такой ответственной миссии. Тогда, в 1969-м, он был одним из четырех космонавтов, которые провели эту историческую стыковку. В прямом эфире за этим следила вся страна. «Союз-5» под управлением Бориса Волынова успешно пристыковался к «Союзу-4», на котором находился Владимир Шаталов. Два члена экипажа - Евгений Хрунов и Алексей Елисеев - в скафандрах перешли на борт «Союза-4».

И в прямом эфире вся страна услышала и позывные бортов - Байкал и Амур. Борис Валентинович рассказал о том, почему именно их выбрали для связи космонавты.

«Есть активный корабль, есть пассивный корабль. Активный - у которого есть активный стыковочный узел и запас топлива, а пассивный - у которого узел приема, то есть воронка, и, естественно, запасов топлива у него меньше, потому что, как правило, у него больше пассажиров. Так вот для того, чтобы не кричать, что я активный, придумали слово на "А" - Амур. А пассивный - "П", плохо звучит в связи - решили "Б". А  коль скоро я родился в Иркутске, зашифровали - "Байкал". Амур - Байкал - всем все понятно», - объяснил он.

Эта стыковка - первая успешная. Однако за два года до нее с такой же миссией полетел в космос Владимир Комаров. Но с самого начала у него начались проблемы.

«Вообще не раскрылась левая солнечная батарея, а  значит, маневр невозможен, во вторых, там была еще куча всего. Полетали, выявили недостатки и решили отложить стыковку. Тогда полет закончился гибелью Владимира Комарова. Это было для всех шоком», - вспомнил Борис Валентинович.

После трагедии все друзья и сослуживцы Комарова еще долго не могли оправиться. Первым после гибели космонавта на орбиту отправился Георгий Береговой. Но поставленной задачи он не смог выполнить.

«Комаров погиб, после него летел Береговой, он был летчик-испытатель, мощный, и столкнулся с такими трудностями, что ничего не выполнил - ноль, все были обескуражены, начали разбираться. Сказали, что виноват только Береговой», - заключил Волынов.

В декабре 1969 года экипажи «Союза-4» и «Союза-5» встретились на Байконуре. Вспомнил летчик-космонавт и о самом большом страхе перед полетом. Тогда за здоровьем тех, кто должен был отправиться на орбиту, следили очень внимательно. И обычный насморк мог стать причиной отстранения от полета.

Картинка

«Поэтому экипаж наш - Шаталов, Волынов, Елисеев и Хрунов - в декабре прибыл на Байконур, и  каждый принимал свой корабль. Было много всего. Познакомились, все проверили. Все было аккуратно, мы были уверены в работе, единственное было страшно - не получить насморк, иначе отстранят и полетит другой», - поделился летчик-космонавт.

Первым в космос полетел Владимир Шаталов на борту «Союза-4». Он должен был проверить работоспособность всех систем и доложить об этом на Землю. Вообще, по словам Бориса Валентиновича, у каждого был свой четкий регламент действий, который помещался на четырехметровом листе миллиметровки.

«Каждый выполнял свое задание. У него (Шаталова - прим.ред.) - взлететь, проверить состояние систем, если все нормально - доложить о том, что план продолжается. Вслед за этим взлетел я, мне тоже нужно было проверить все системы. А коль скоро мы убедились, что все нормально и работоспособно, то решили выполнять задание, как планировалось. Подошли ближе друг к другу, на 100 метров, потом вошли в режим зависания, а дальше попросили, чтобы стыковку все увидели по телевидению», - вспомнил Волынов.

Но тут-то и стало понятно, что с трансляцией могут возникнуть проблемы. Ведь в тот момент оба корабля находились где-то над Африкой, где ни одной нашей телевышки не было. Пришлось, как рассказал Борис Валентинович, «дойти» до Крыма и провести стыковку над полуостровом. А когда все произошло, то эмоции захлестнули всех. Однако отступать от плана было нельзя. Порадовались, выпили смородинового сока за стыковку и продолжили выполнять каждый свои обязанности.

Картинка

Тогда Борис Валентинович, которому предстояло вернуться на корабле «Союз-5» на Землю, при спуске чуть не погиб. По словам космонавта, «ему повезло», хотя довольно серьезные травмы и получил.

«Там много чего было. Закончилось все взрывом. Спускаемый аппарат летел кувырком, взрыв произошел на высоте 90 километров над Землей. Кончина должна была быть такая, как у Комарова. Повезло. Минуло», - рассказал Борис Валентинович.

В 1969 году эта стыковка открыла новую страницу в истории современной космонавтики. После этого Борис Валентинович еще раз полетел в космос, уже в 1976 году, на корабле «Союз-21». Всего он прослужил в отряде космонавтов 30 лет, что является абсолютным мировым рекордом.

 В очередном фильме из цикла «Легенды космоса» Борис Волынов впервые поделится подробностями того полета.

В ДPУГИХ CMИ
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Вас заинтересует
Экспертное мнение и аналитика