Телеканал «Звезда» на facebook
18+

Квазары, джеты и эффект рассеяния: три главных космических открытия радиотелескопа «Спектр-Р»

02:26 13.01.2019
Глава научной программы «Радиоастрон» и академик Юрий Ковалев рассказал, какие уникальные научные открытия помог совершить российский космический радиотелескоп «Спектр-Р».
© Фото: Телестудия Роскосмоса, YouTube

Член-корреспондент Российской академии наук и глава научной программы «Радиоастрон» Юрий Ковалев рассказал, каких достижений помог добиться космический радиотелескоп «Спектр-Р». Оказывается, российский аппарат обеспечил как минимум три важных успеха в исследовании космоса.

Во-первых, с помощью «Спектра-Р» ученые смогли открыть экстремальную яркость квазаров – галактических ядер, где сверхмассивная черная дыра поглощает окружающее вещество. С учетом этого открытия специалисты пересмотрели весь механизм излучения ядер квазаров.

Вторым успехом Ковалев назвал исследование механизма формирования джетов, струй плазмы, которые исторгаются из нейтронных звезд. С помощью российского радиотелескопа ученые установили, что в формировании джетов участвуют не только сверхмассивные черные дыры, но и аккреционные газовые диски.

«Третье достижение - открытие нового эффекта рассеяния радиоизлучения в нашей галактике, который раньше был абсолютно неизвестен в астрофизике. Он позволяет оценить физические параметры облаков в нашей галактике - облаков плазмы, пыли», - рассказал Ковалев в беседе с ТАСС.

Ковалев рассказал и о проблеме, по которой в данный момент «Спектр-Р» имеет неполадки. Дело в том, что бортовой комплекс радиотелескопа перестал реагировать на команду включения передатчика с Земли. Именно этот механизм передает на планету телеметрию.

Ранее сообщалось, что российские ученые частично потеряли связь с космическим телескопом «Спектр-Р». По словам руководителя проекта, в случае, если установить управление телескопом не удастся, проект будет полностью завершен, так как аппарат и так просуществовал дольше своего срока годности. Ученые попытаются восстановить связь с телескопом в это воскресенье.