Телеканал «Звезда» на facebook
18+

Коррупционные силы Украины: почему Киев не проживет без российского ОПК

Хваленое импортозамещение в украинском ОПК оказалось дутым. На днях киевские СМИ раскопали очередную сенсацию: оказывается, несмотря на все запреты, в страну продолжают поступать предназначенные для оснащения боевой техники ВСУ комплектующие из России.
Коррупционные силы Украины: почему Киев не проживет без российского ОПК
© Фото: Минобороны Украины/ Укроборонпром

Хваленое импортозамещение в украинском ОПК (точнее, замещение исключительно российских изделий) оказалось дутым. На днях киевские СМИ раскопали очередную сенсацию: оказывается, несмотря на все запреты, в страну продолжают поступать предназначенные для оснащения боевой техники ВСУ комплектующие из России. Для поставок используются многоступенчатые схемы, причем на каждой «ступени» оседает какая-то часть из тех средств украинской казны, что предназначены для военных закупок.

Интересно, что это далеко не первый эпизод провальной кампании по разрыву связей с российскими производителями. Что говорить, если даже широко разрекламированная «собственная» продукция оборонного комплекса Украины при детальном рассмотрении  оказывалась либо точной копией, либо репликами таких же образцов российского, в крайнем случае, советского производства.

Очередная история только подтверждает: у погрязшей в коррупции и живущей одними только громкими лозунгами украинской власти нет никаких принципов, никаких идеалов.

Картинка

Маски сброшены

О том, что украинское предприятие «Укроборонпром» продолжает закупать комплектующие российского производства для использования на военной технике ВСУ, сообщили на днях сразу два СМИ газета «Украинская правда» и Национальная общественная телерадиокомпания Украины. Схема, о которой рассказали репортеры, оказалась запутанной, но не революционной. Ее суть в следующем: двигатели производства российского завода «КамАЗ», необходимые для украинских бронетранспортеров, закупались Молдавией, затем перепродавались еще одной компании, которая перепродавала их фирме из Германии, и уже оттуда, под видом «поставок из Европы», моторы поступали в Киев.

Всего, как установили дотошные журналисты, в схеме реализации было задействовано аж четыре фирмы-посредника. Неудивительно, что стоимость изделий в итоге составила для конечного покупателя свыше 15 тысяч долларов за штуку. Для сравнения: в Москве эти же двигатели (их марка КамАЗ 7403.10) реализуются в свободной продаже по цене от шести тысяч долларов в рублевом эквиваленте. Нетрудно предположить, что закупочная цена на самом заводе, особенно при оптовой партии сделки, была еще ниже.

Картинка

При этом схемы подобных закупок реализовывались Киевом неоднократно, утверждают журналисты. Буквально несколько месяцев назад в украинских СМИ проходила информация о том, что предприятие «Укринмаш» (входит в структуру «Укроборонпрома») через посредников в Великобритании приобретало у российских производителей гусеничные ленты для бронетанковой техники, а также все те же двигатели для бронетранспортеров.

В самом «Укроборонпроме» эту информацию опровергли, попутно заметив, что и со стороны Украины никаких поставок для российского оборонного комплекса не производится. «В Россию не поставлено ни одной гайки», гордо заявил замглавы «Укроборонпрома» Юрий Пащенко в прошлом году. Между тем, как видим, от российских комплектующих украинская оборонка и не отказалась, что продемонстрировал очередной контракт, замаскированный с помощью фирм-посредников.

Картинка

Заменить нельзя купить

О разрыве заключенного еще в 1993 году Соглашения между правительствами РФ и Украины в сфере военно-технического сотрудничества Киев объявил еще в 2014 году. В начале 1990-х стороны договорились «сохранять и развивать кооперированные связи при разработке и производству военной продукции, осуществлять ее взаимные поставки, оказывать услуги военного назначения». И это было логично: советский ОПК был прочно интегрирован в экономику обеих стран.

Однако в 2014-м Петр Порошенко и тогдашний украинский премьер Арсений Яценюк отменили действие документа, а Совет национальной безопасности и обороны Украины поручил Кабинету министров «принять меры по прекращению экспорта в РФ товаров военного назначения и двойного использования». Исключение было сделано лишь для космической техники, применяемой для исследований и использования космоса в мирных целях в рамках международных проектов.

Картинка

Многие тогда охарактеризовали ситуацию как «выстрел Украины себе в ногу». Ведь, по данным российского Минпромторга на апрель 2014 года, общий портфель российских заказов, размещенных на украинских предприятиях (и гражданских, и военных), оценивался примерно в 15 миллиардов долларов, что составляло 8,2% ВВП Украины.

При этом если российские производители сумели изыскать возможность и заменить большинство поставок собственными разработками (заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов оценил эти параметры в 7080%), то украинская оборонка оказалась в цейтноте. Даже глава «Укроборонпрома» Роман Романов был вынужден признать, что «техника советского образца, имевшаяся на вооружении Украины, спроектирована таким образом, чтобы в ней максимально использовались российские детали».

Картинка

Сегодня украинские власти констатируют: за прошедшее время наладить собственный выпуск комплектующих удалось не более чем по трети продукции, ранее поставлявшейся из России. Попытки привлечь местных производителей, не связанных непосредственно с ОПК, привели к увеличению количества выпускаемых изделий на… три с небольшим сотни наименований! Для сравнения: объем поставок из РФ в интересах украинской оборонной промышленности до последнего времени исчислялся 30 тысячами образцов.

По некоторым направлениям у ОПК Украины вообще ситуация безвыходная. Тот же «Укроборонпром» признается, что по ряду деталей решение не может быть принято хотя бы потому, что марки стали, из которой они изготавливаются, производятся только в России. А теперь внимание: таких изделий украинскому ОПК необходимо ни много ни мало восемь тысяч видов!

Картинка

Заграница не поможет

Проигрышной оказалась ставка украинского ОПК не только на замену российских комплектующих и собственные разработки (о провальных проектах типа позорной бронемашины «Дозор» «Звезда» уже рассказывала), но и на помощь Запада. В частности, продемонстрированная на прошлогодней выставке вооружений в Киеве «Оружие и безопасность 2016» боевая машина пехоты БМП-1УМД с немецким двигателем Deutz TCD2013 L64V оказалась репликой старой советской техники 19601970-х годов. Мощность силовой установки «обновленной» БМП с немецким мотором превзошла показатели штатного двигателя УТД-20 всего на 30 лошадиных сил, но зато цена такой машины оказалась выше в разы.

Картинка

Не спешит вкладываться в украинский оборонпром и НАТО. Пока все взаимодействие ограничивается лишь совместными тренировками да оказанием консультационных услуг. Редкие поставки связаны разве что со снаряжением и техникой полувоенного назначения (взять хотя бы штатовские надувные лодки Willard Sea Force). При этом часть предоставленного имущества оказалась непригодной.

Так, поставленные США беспилотники RQ-11B Raven не смогли противостоять средствам радиоэлектронной борьбы, находящимся на вооружении у ополченцев Донбасса. Все дело в том, что аппараты были поставлены ВСУ с устаревшей системой связи аналоговой, тогда как сами американцы давно используют цифровые схемы. Советник начальника Генштаба ВСУ Натан Хазин вынужден был даже признать, что готов вернуть эти беспилотники настолько они оказались непригодными.

Картинка

При этом многие западные партнеры готовы были бы сотрудничать с украинской стороной и даже предлагать действительно свежие идеи, однако их отпугивает высокий уровень бюрократии и коррупции. Так, представитель израильской компании ТАТ Technologies Роман Арск, мнение которого в прошлом году опубликовал портал радиостанции «Немецкая волна», подчеркнул, что заведенные киевскими бюрократами порядки требуют возврата денег по контракту, если заказ не выполнен за 90 дней. «На таких условиях никто из западных компаний контракты не заключит», возмутился Роман Арск.

Кроме того, подрядчики отказываются выполнять условия, по которым Украина требует производить технику фактически советских образцов. Что же касается стандартов НАТО, переход к которым был вроде бы провозглашен командой Порошенко, то дальше лозунгов дело не пошло: подобная реформа даже по самым приблизительным подсчетам обойдется украинской казне в 21 миллиард гривен.

Муки выбора

На этом фоне украинской оборонке не остается ничего другого, как латать старую технику. Недавно в Сети появилась информация о том, что с площадки Харьковского бронетанкового ремонтного завода за два последних года исчезло большинство из стоявших там в ожидании ремонта танков Т-72 и Т-80.

Машины, хранившиеся по самой низкой категории на улице, были кое-как «приведены в чувство» и в спешном порядке отправлены на комплектование танковых подразделений моторизованных бригад ВСУ в зону АТО. По признаниям очевидцев, прибывшая техника оказалась в крайне неудовлетворительном состоянии из-за длительного хранения под открытым небом и отсутствия регламентных работ.

Картинка

Однако о каких квалифицированных работах может идти речь, если украинские предприятия ОПК так и не увидели обещанного властью устойчивого финансирования? Киевскому руководству, похоже, хватает денег только на многоступенчатые «схемы», по которым недавно были поставлены те самые двигатели для БТР. Недавно в неоплачиваемый отпуск было отправлено большинство сотрудников Львовского бронетанкового завода, а из-за отсутствия финансирования свернут проект танка «Оплот» и бронемашины «Дозор-Б».

Специалисты украинского ОПК бегут с нищих производств, и не только в другие сферы, но и в другие страны. Недавно вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозин вручил российские паспорта украинскому ученому-оборонщику Игорю Гашененко и его супруге Людмиле, перешедшим на работу в холдинг «Высокоточные системы». Тот же Дмитрий Рогозин пообещал трудоустроить и специалистов киевского предприятия «Антонов». Украинским авиаконструкторам и авиастроителям обещаны и работа, и достойная заработная плата, и перспективы.

Картинка

«"Подпольные" закупки у российских производителей вполне логичный шаг для Киева, полагает политолог, кандидат исторических наук Михаил Ургалкин. Обратите внимание: даже американцы скорректировали свои санкционные планы, когда речь зашла о вертолетах Ми-17, необходимых их контингенту в Афганистане. То же самое произошло и по некоторым элементам космических программ: антироссийские санкции их миновали. Украине же с ее огромным парком советской военной техники вообще деваться некуда. Заграница здесь не поможет. К тому же, советская техника, как ни крути, надежная один автомат Калашникова чего стоит. Да и военнослужащие обучены владению именно этим оружием».

«У украинской оборонной промышленности больших перспектив нет, уверен заместитель директора российского Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин. В ОПК, как известно, нужны значительные капиталовложения, инвестиционный цикл там большой, а без инвестиций невозможно увеличить производительность.

Украине сегодня надо потратить годы на восстановление оборудования, возрождение системы подготовки персонала. Проблем добавляет коррупция, неработающая финансовая система, хаотичная дезорганизованная система управления. В целом украинские перспективы в этой области печальные… Производства, которые не совсем развалились, которые проще запустить и восстановить с небольшим уровнем вложений, будут работать. Все остальное долго не проживет».

ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
В ДPУГИХ CMИ
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Вас заинтересует
Экспертное мнение и аналитика