Телеканал «Звезда» на facebook
18+

Как создавался Су-57: история первого российского самолета пятого поколения

Она началась еще в 80-х годах, когда конструкторы начали задумываться о создании истребителей пятого поколения.
© Видео: ТРК Звезда © Фото: Алексей Иванов ТРК Звезда

Одна из главных новостей для ВКС, да и для всех ВС РФ в целом - это начало серийного производства Су-57. Первый прототип появился 22 года назад.

На кадрах: Су-57 встал на заводской конвейер. Первая серийная машина, еще три недели назад стоявшая в стапелях Комсомольского-на-Амуре авиационного завода, уходит на летно-испытательную станцию. Теперь дело за летчиками-испытателями. Они будут одну за другой поднимать эти машины в воздух и передавать их в войска.

В начале 90-х, когда только началась работа над перспективным истребителем пятого поколения, это было мечтой. Сегодня это реальность и основа для новой цели, которую воплощать «в железе и композите» предстоит уже новому поколению конструкторов. А началось тогда, в октябре 1997 года.

Аэродром Летно-испытательного института в Жуковском. Подготовка к полету экспериментального С-37 ОКБ Сухого, машины, предназначенной для отработки технологий и расчетов будущего пятого поколения.  

«Вспоминаю эту действительно давнюю, очень интересную историю... ну, наверное, я на этой истории вырос как конструктор. Мы тогда, еще в 80-х годах, начали задумываться об истребителях пятого поколения», - рассказал Сергей Коротков, главный конструктор ОАК по авиационным системам.

На машине, больше похожей на космический корабль пришельцев, летчик-испытатель Игорь Вотинцев. Ему нужно проверить самолет на прочность. За работу с этой машиной позже ему присвоят звание Героя России. Новая конструкция силовых элементов фюзеляжа и новые, радиопрозрачные материалы самолета, те, из которых предстояло делать машины следующих поколений, должны были выдерживать перегрузку в 14-15 единиц. Но предел человеческой выносливости - перегрузка со знаком 9.

Математический анализ показывал, что единственный вариант сохранить жизнь человеку в кабине, создав при этом запредельные нагрузки на планер и силовые элементы самолета, - обратная стреловидность крыла.   

Уже в первом полете С-37, «Беркут», как потом назовут эту машину, доказал правильность выбранных конструкторских решений. Первый шаг в пятое поколение был сделан. 

В 1997-м, для того чтобы достичь крейсерского сверхзвука, на экспериментальную машину поставили двигатели от самого быстрого самолета-истребителя в мире - МиГ-25. Они разгоняли прототип до 2600 километров в час, дальше начинались ограничения. Они же поднимали «Беркут» до рабочих 20 километров высоты. Конструкция и материалы выдавали подтверждение тех расчетов, которые должны были использоваться в будущем.

Сегодня на Су-57 в его первом серийном варианте уже другие двигатели, но те же крейсерские скорости и те же рабочие высоты. При этом сама конструкция уже существующего самолета предполагает установку как минимум трех вариантов «силовой установки» с последующим увеличением мощности без дополнительных изменений планера 57-го и не прерывая серийного производства. А это уже 5+.

Су-57 - российский многофункциональный перспективный истребитель пятого поколения, созданный с применением технологий малозаметности. Способен вести бой с любыми истребителями противника, а также уничтожать его наземные и надводные цели.

В ДPУГИХ CMИ
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Вас заинтересует
Экспертное мнение и аналитика