Телеканал «Звезда» на facebook
18+

Совершивший революцию: топ-10 фактов о легендарном самолете Ту-104

15 сентября 1956 года совершил первый полет легендарный Ту-104, который стал настоящим прорывом в отечественной и мировой авиации. Сайт телеканала «Звезда» рассказывает об интересных фактах, связанных с первым отечественным реактивным пассажирским авиалайнером.
Совершивший революцию: топ-10 фактов о легендарном самолете Ту-104
© Фото: Фото: Michel Gilliand / Kaboldy/ Anthony Ivanoff/ wikipedia / Роман Денисов/ Валерий Шустов / Н. Бобров / РИА Новости / Давид Шоломович / Б.Вдовенко / Lars Soderstrom

1. Ту-104 не был первым в мире реактивным пассажирским самолетом, однако De Havilland Comet, совершивший первый полет немногим ранее Ту-104, потерпел ряд чудовищных катастроф из-за просчета конструкторов и был снят с эксплуатации. В итоге Ту-104 в период с 1956  до октября 1958 года  оставался единственным летающим реактивным авиалайнером в мире.

Картинка

2. Ту-104 был создан на базе бомбардировщика Ту-16. От боевого самолета остались крылья и оперение хвоста самолета, форма гондолы двигателей и шасси

Картинка

3. Передовые технологии шли рука об руку с техническими сложностями. Так, в начале эксплуатации самолета пилоты и конструкторы столкнулись с так называемым «подхватом», когда самолет в течение нескольких секунд стремительно подбрасывает вверх на 1-2 км при большом росте угла атаки. 17 октября 1958 года командир корабля Гарольд Кузнецов, столкнувшись с этим эффектом и пытаясь спасти машину, передавал на землю информацию о том, что происходит с самолетом. К сожалению, избежать трагедии пилоту не удалось. Всего в той катастрофе погибло 80 человек. Но полученные данные позволили устранить проблему «подхвата».

Картинка

4. Вывод самолета на трассы потянул за собой модернизацию всех аэродромных структур. Вместе с этим самолетом появились мощные тягачи, заправщики воды и горючего, багажный транспорт и другая техника. Можно сказать, что благодаря Ту-104 аэродромы в СССР стали напоминать нынешние.

Картинка

5. Максимальная скорость Ту-104 - 951 км/ч. Это означало, что перелет Москва — Иркутск занимал всего какие-то 7,5 часов.

Картинка

6. Ту-104 был флагманом «Аэрофлота» не только из-за своих характеристик, но и благодаря обслуживанию в салоне самолета и его комфорту. В интерьерах самолета был реализован принцип «салон-дом». На нем впервые в СССР пассажиров начали кормить.

Картинка

7. В 1956 году Советскому Союзу удалось поразить западный мир, когда во время визита первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева в Лондон туда же прилетели три Ту-104. Прибытие советского авиалайнера, по отзывам британской прессы, произвело эффект, сравнимый с приземлением НЛО.

Картинка

8. На базе Ту-104 была создана первая летающая лаборатория для  подготовки космонавтов. Для создания невесомости самолет движется по нисходящей параболе, экипажем поддерживается нулевая перегрузка, что создает эффект невесомости, который длится до 25 секунд. В этой крылатой лаборатории проходил подготовку к выходу в космос Алексей Леонов.

Картинка

9. За более чем 20-летний срок службы Ту-104 перевез порядка 100 000 000 пассажиров.

Картинка

10. Большая часть оставшихся машин в течение 1980-х годов была порезана на металлолом, либо установлена в качестве самолетов-памятников в некоторых городах СССР.

Картинка

ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
В ДPУГИХ CMИ
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Вас заинтересует
Экспертное мнение и аналитика