Телеканал «Звезда» на facebook
18+

Боевой корабль следующего поколения: на форуме «Армия-2017» представили новейший корвет

Основное внимание при разработке концепта было обращено на оптимизацию мореходных качеств корвета, в том числе за счет различных средств успокоения качки.
Боевой корабль следующего поколения: на форуме «Армия-2017» представили новейший корвет
© Фото: Минобороны РФ/ Владимир Карнозов/ ТРК Звезда

Третий по счету Международный военно-технический форум «Армия-2017» послужил площадкой для премьеры боевого корабля следующего поколения – «корвета водоизмещением 2000 т». Его масштабная модель выставляется на стенде Крыловского государственного научного центра в выставочном павильоне «А» парка «Патриот».

Основное внимание при разработке концепта было обращено на оптимизацию мореходных качеств корвета, в том числе за счет различных средств успокоения качки. Результатом работы специалистов Центра Крылова стал тот факт, что при весьма скромном водоизмещении сторожевик несет необыкновенно мощное для данного типа кораблей вооружение, представленное 24 универсальными вертикальными пусковыми установками (УВПУ) для ракет класса «поверхность – поверхность», а также 16 ВПУ зенитных ракет повышенной и 32 – малой дальности полета.

Артиллерия представлена башенной установкой А-190 калибра 100 мм, парой скорострельных автоматов АК630 с вращающимся блоком из шести стволов калибра 30 мм и одним «Дуэтом» с двумя подобными блоками. Для борьбы с вражескими подводными лодками побортно установлены торпедные аппараты типа «Пакет-НК» калибра 324 мм. Обнаружение субмарин ведется при помощи гидроакустического комплекса с антеннами в носовом бульбе, под килем и протяженной антенной, буксируемой за кормой корабля, а также с помощью вертолета Ка-27, для хранения которого в надстройке предусмотрено место под ангар.

Картинка

Заметим, что отдельные средства массовой информации поспешили с анонсированием демонстрации нового корвета, объявив о том, что его масштабная модель появится в конце июня на Международном военно-морском салоне. С их легкой руки в обращение попало и предварительное название соответствующей темы, которая якобы проходит под кодовым обозначением «Бриз». На самом же деле, с представлением широкой публике своей новой разработки крыловцам пришлось подождать несколько недель, разделяющих МВМС-2017 и «Армию-2017».

Представитель Крыловского центра Юрий Черваков пояснил ТРК «Звезда», что «корвет водоизмещением 2000 т» является новейшей разработкой коллектива ученых. Он продолжает линию ударных надводных кораблей следующего поколения, наиболее характерным из которых считается концепт эскадренного миноносца «Лидер» (экспортный вариант имеет собственное обозначение «Шквал»). Несмотря на приличную разницу в водоизмещении (в семь раз), сторожевик и эсминец выполнены в едином ключе, реализуя инновационный подход к проектированию боевых кораблей будущего. Визуально они выделяются характерной «башенной» формой надстройки, другими мерами сокращения радиолокационной заметности, а также особыми очертаниями подводной части корпуса, позволяющими значительно (почти вдвое) снизить волновое сопротивление воды.

Картинка

Снижение сопротивления движению дает возможность увеличения скорости при сохранении основных параметров главной энергетической установки (что актуально для эсминца) либо сокращения потребной мощности на заданном ходу (актуально для сторожевого корабля). В последнем случае открывается возможность сократить массу двигателей и, соответственно, нарастить боекомплект, провизию и т. п. По мнению специалистов центра, «корвет водоизмещением 2000 т» стал очередным шагом вперед по направлению дальнейшего совершенствования технического облика боевых кораблей данного класса.

От концепта к детальной проработке

Рассуждая о дальнейшей судьбе «Бриза», важно помнить, что Крыловский центр является научной организацией, ведущей поисковые исследования. Результатом его работы становятся концептуальные проекты перспективных надводных кораблей различных классов, которые затем выносятся на рассмотрение руководства ВМФ России и министерства обороны. Если тот или иной концепт получает одобрение, его детальная проработка поручается конкретному бюро из состава Объединенной судостроительной корпорации, которое в последствие отвечает за конструкторскую документацию.

В этой связи специалистам Крыловского центра еще предстоит приложить большие усилия к тому, чтобы заказчик принял предложенный концепт и пустил его в дальнейшую разработку. Необходимость немедленного перевода «Бриза» в эскизное, а затем и рабочее проектирование не столь очевидна. Дело в том, что ранее было принято решение на запуск в большую серию – до 30 корпусов – проекта 20380. Военачальники высказывались за пополнение как минимум шестью корветами данного типа Балтийского, Северного и Тихоокеанского флотов, что в сумме дает 24 корабля.

Картинка

По состоянию на лето 2017 года в боевом составе ВМФ России находится пять кораблей проекта 20380: «Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий», «Стойкий» и «Совершенный». Кроме того, на плаву достраивается «Громкий», и еще семь корпусов находятся в различной степени готовности на двух предприятиях, в Санкт-Петербурге («Северная верфь») и Комсомольске-на-Амуре («Амурский судостроительный завод»). Словом, ранее озвученная программа еще далека от завершения. Досрочное ее прерывание в угоду новому, пусть и более технически продвинутому проекту неизбежно вызовет задержки с переоснащением флота и рост затрат на постройку определенного числа кораблей.

Сравнение со «Стерегущим»

Напомним, что проект 20380 представляет корвет стандартным водоизмещением 1800 т и полным 2200 т, что близко к соответствующим цифрам для «Бриза». Последний на несколько метров длиннее, но немного уже. Строительство головного корпуса началось на рубеже веков; в составе флота «Стерегущий» находится почти десять лет. За прошедшее с его ввода в строй время проведены работы по улучшению базовой конструкции. Заложенные вслед за головным корабли семейства отличались усилением средств ПВО путем замены ЗРАК «Кортик» на ЗРК «Редут».

Картинка

Новый зенитно-ракетный комплекс представляет собой морской вариант сухопутной системы С-350 «Витязь», основные элементы которой впервые представлялись широкой публике на МАКС-2013. Используется несколько типов ракет стартовым весом от 140–420 кг с дальностью поражения воздушных целей до 50–140 км. Боекомплект серийных корветов составляет 12–16 ЗУР 9М96М/9М96Е.

Следующим шагом по пути совершенствования базового варианта станет замена комплекса «Уран» («Стерегущий» получил восемь пусковых установок противокорабельных ракет Х-35) на более мощный «Калибр-НК». Соответствующие изменения привели к смене цифрового индекса проекта на 20385. В соответствии с ним достаивается «Громкий». В конце июня, выступая перед журналистами по случаю спуска на воду очередного корвета «Гремящий», начальник управления кораблестроения ВМФ России контр-адмирал Владимир Александрович Тряпичников сообщил, что серия кораблей проекта 20385 будет состоять из четырех корпусов, а в дальнейшем будет осуществляться строительство новых, по улучшенному проекту, с числовым индексом 20386.

Среди инноваций, внедряемых в вышеупомянутый проект, говорится о надстройке из композиционных материалов. Она будет изготовлена с применением метода вакуумной инфузии. Тем самым, что нашел практическое применение при изготовлении центроплана и крыльевых консолей авиалайнера МС-21 корпорации «Иркут» и всего планера беспилотного летательного аппарата «Орион-Э» группы «Кронштадт». Словом, проект 20380 оказался годным для последовательного развития и модернизации, а «Стерегущий» дал начало большой серии.

Энергетическая установка

Сравнительно низкая стоимость постройки и эксплуатации корветов типа «Стерегущий», позволяющая выпускать их большой серией, была получена в том числе и путем перехода на дизельные двигатели российского происхождения. Четыре агрегата 16Д49 Коломенского завода общей мощностью порядка 23 тыс. л. с. дают кораблю полный ход 27 узлов. Иностранным заказчикам предлагался проект 20382 «Тигр» с форсажными газовыми турбинами (поначалу украинского предприятия «Зоря-Машпроект») для увеличения хода на пару-тройку узлов. «Тигром» интересовались Индонезия и Алжир, причем отдельные СМИ сообщали о закрытии сделок. Однако официального подтверждения подобной информации пока нет.

Представленный на «Армии-2017» концепт «корвета водоизмещением 2000 т» рассчитан на использование главной энергетической установки общей мощностью 32 тыс. л. с. типа CODAG, то есть с дизелями экономического хода и (форсажными) газовыми турбинами для «погони» на скорости до 30 узлов. По этой части ничего инновационного в «Бризе» нет, коль скоро речь об использовании сатурновских турбин М-70ФРУ, М-75РУ и М90ФР на отечественном флоте взамен украинских от «Зори-Машпроект» идет уже лет десять. В практическом плане дело сдерживается лишь отсутствием товарных экземпляров данной продукции. Правда, рыбинское предприятие обещает таковые уже в самой ближайшей перспективе.

Картинка

Завершая сравнение концепта «корвета водоизмещением 2000 т» и «Стерегущего», важно отметить более передовой характер разработки Крыловского центра, что позволяет надеяться на его одобрение главным заказчиком. Улучшенные мореходные свойства позволят применять корветы не только в ближней морской зоне, но и за ее пределами на протяжении заявленной автономности 15 суток и дальности плавания 4000 миль. А сильное вооружение, включающее ракетные комплексы «Калибр-НК», «Риф» и «Пакет», создаст реальную угрозу для любого противника на суше, море и под водой.

В ДPУГИХ CMИ
Загрузка...
Вас заинтересует
Экспертное мнение и аналитика
Читать далее
читайте ниже следующую новость