Телеканал «Звезда» на facebook
18+

Превзойти боевой «Шторм»: каким будет новый российский авианосец

О новом облике перспективного авианосца для Военно-морского флота РФ рассказывает сайт ТРК «Звезда»
Превзойти боевой «Шторм»: каким будет новый российский авианосец
Фото: ТРК Звезда / Artem Tkachenko / Wikimedia/ Минобороны РФ

Формированием нового российского авианесущего крейсера занимается ФГУП «Крыловский государственный научный центр». И уже сегодня заявляется, что новый корабль будет ценой дешевле, водоизмещением поменьше, но по боевой мощи не уступит тяжелому авианосцу «Шторм». Это – предыдущий концепт корабля аналогичного назначения того же разработчика. Как пояснил «Звезде» начальник отделения системной интеграции в области военного кораблестроения Владимир Пепеляев, эта работа относится к числу инициативных, и руководство предприятия готово предложить ее флоту, когда он того захочет.

Ценовые параметры пока не озвучиваются, однако первые оценки позволяют надеяться, что она окажется раза в три дешевле, чем стоимость «Шторма». Ранее на лентах информагентств проходила цифра 350 миллиардов рублей за «полный комплект с самолетами». Из них стоимость самого корабля – 200-280 миллиардов.

Картинка

Со стороны ВМФ, заместитель главнокомандующего по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук заявил, что финансирование проектирования нового российского авианосца заложено в Госпрограмму вооружений до 2025 года. В настоящее время военные моряки вместе с судостроителями определяют облик корабля и его характеристики, причем рассматривается несколько вариантов. В их числе - и близкий по размерам к тяжелому авианесущему крейсеру (ТАВКР) проекта 11435 «Адмирал Кузнецов».

Газовые турбины вместо паровых котлов

Важнейшим отличием перспективного «легкого» авианосца от кораблей предыдущих проектов такого класса станет наличие газотурбинной энергетической установки. В ее состав войдут четыре турбинных модуля. Максимальная скорость - до 25 узлов, что считается вполне достаточным для обеспечения взлетно-посадочных операций палубных истребителей типа Су-27К и МиГ-29К. Все авианесущие крейсера, построенные во времена Советского Союза, имели энергетическую установку на основе паровых котлов. А начиная с постройки «Ульяновска» на верфях города Николаева (с развалом СССР его корпус был разрезан на металл), все вновь создаваемые ТАВКР должны были обладать ядерными реакторами.

В настоящее время единственным носителем самолетов палубного взлета и посадки выступает «Адмирал Кузнецов». Он обладает стандартным водоизмещением 43 тысячи тонн, полным - 55 тысяч. (Таким же планируется создать и новый авианосец вместо «Шторма»). «Кузнецов» служит уже четверть века без единого капитального ремонта. Корабль исправно выполняет свои функции. Свидетельством тому – прошлогодний поход отряда кораблей Северного флота в Средиземное море и их участие в войне с террором на сирийской территории. Представляется, что с целью известной унификации с «Кузнецовым», а также исходя из необходимости экономии финансовых ресурсов, отечественный флот скорее выберет проект легкого газотурбинного авианосца.

Картинка

А как же «Шторм»?

Ранее можно было слышать разговоры о «Шторме», как о несостоявшемся проекте. Но сегодня, как выясняется, об этом говорить преждевременно.  Напомним, что масштабная модель этого тяжелого авианосца появилась в 2013 году, но впервые была представлена широкой публике лишь позапрошлым летом на седьмом Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. И она же снова была на стенде Крыловского центра и МВМС-2017, который завершился 2 июля. Разработчик концепта дает следующую информацию. «Многоцелевой авианосец предназначен для ведения боевых действий в дальней морской и океанской зонах, включая поражение наземных и морских объектов противника. Он также способен обеспечить боевую устойчивость корабельных группировок ВМФ и прикрытие войск морского десанта и сил его высадки от ударов и атак средств воздушного нападения противника».

Кораблестроительные элементы этого авианосца следующие: водоизмещение 95-100 тысяч тонн, длина 330 метров, ширина 40, осадка 11. Скорость полного хода 30 узлов, автономность 120 суток, экипаж – от четырех до пяти тысяч человек. Срок службы корабля составит до 50-ти лет. Авиационное крыло состоит из 80-90 корабельных летательных аппаратов различного назначения, включая МиГ-29К/КУБ и палубный вариант истребителя пятого поколения ПАКФА. Главное положительное качество «Шторма» - огромная ударная мощь его авиации.

Картинка

Среди серьезных аргументов «против» строительства подобных монстров, есть и такие, что они отличаются сверхвысокой стоимостью и представляют собой прекрасные мишени для противокорабельных ракет. Можно ли от них защититься? Мнение Владимира Пепеляева на этот счет однозначное: «Можно». Для этого необходимо сформировать корабельное соединение с включением в него крейсеров и эсминцев противоракетного барьера, оснащенных морскими вариантами комплексов ПВО С-400/С-500. Кроме этого, в состав охранения авианосной группы должны войти фрегаты с системами ПВО среднего радиуса действия типа «Бук», или С-350 «Витязь». Не стоит также сбрасывать со счетов и комплексы самообороны, устанавливаемые на самом корабле.

Конечно, подобные программы – весьма затратные. Но следует помнить, что, кроме потребностей нашего собственного флота, таковые имеются у дружественных стран, включая Индию и Китай – давних и надежных партнеров по военно-техническому сотрудничеству. Не исключено, что окончательное решение ВМФ – быть или не быть «Шторму» будет зависеть от того, заключит ли высшее политическое руководство нашей страны соответствующее соглашение с вышеупомянутыми государствами.  

В ДРУГИХ СМИ
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Вас заинтересует