Телеканал «Звезда» на facebook
18+

«Черный торнадо»: что умеет новый китайский боевой вертолет

08:44 19.05.2017
В полку легких боевых вертолетов пополнение, и вновь прибывший боец снова родом из Китая. Z-19E, который уже прозвали «Черным торнадо», выглядит действительно неплохо: небольших размеров вертолет больше походит на стелс-беспилотник, чем на ударную боевую машину.

В полку легких боевых вертолетов пополнение, и вновь прибывший боец снова родом из Китая. Z-19E, который уже прозвали «Черным торнадо», выглядит действительно неплохо: небольших размеров вертолет больше походит на стелс-беспилотник, чем на ударную боевую машину. Но найдется ли футуристической машине место за пределами КНР?

При каждой демонстрации китайской авиационной техники возникает стойкое ощущение дежавю. Словно уже было, причем недавно, но особенно нигде не прижилось. Китайские авиастроители по части насыщения новостных лент громкими заголовками безусловные молодцы. Очевидные достижения китайских ученых, инженеров и инвесторов это прикладное, сиюминутное производство с незначительными изменениями. Такой путь сулит китайским промышленникам крупный куш уже сегодня, однако насколько хорош продукт, который предлагают покупателю внутри страны и за ее пределами?

Потребность в современной боевой винтокрылой машине в целом определяется всего тремя основными параметрами. Их еще называют правилом ЗВС Защита, Вооружение, Стоимость. Защищенность современной боевой машины, к великому счастью, или наоборот, к сожалению, в послаблениях не нуждается. Конфликты, даже локальные, изобилуют множеством средств поражения даже в том случае, если ведутся они там, где воюют в основном камнями и скрепленными изолентой автоматами.

Картинка

Даже мало-мальски активный конфликт сопровождается большим количество пулеметов крупного калибра и старой, но вполне действующей зенитной артиллерией. Еще со времен операции советских войск в ДРА стало понятно, что бронезащита корпуса и остекления первый и зачастую важнейший эшелон в борьбе за жизнь машины и экипажа.

Со временем уроки афганской войны и боевого применения вертолетов большинством производителей старательно забывались. Не должно, мол, случиться такой же войны с такими же условиями и огневым противодействием. Не могут, дескать, боевые вертолеты привозить по 80100 пробоин от пуль крупного калибра и осколков.

Свято веруя в правильность собственных доводов, зарубежные консорциумы стали разрабатывать и собирать то, что очень скоро специалисты назвали стелс-вертолетами. Уникальные во многих отношениях боевые машины с узким фюзеляжем, корпусом из композитов и легких сплавов стали главной темой выставок вооружений. Одной из первых машин в таком классе стал Eurocopter Tiger совместная разработка инженеров из Франции и Германии. Сами разработчики на выставках частенько говорили, что кевларовый корпус и бронеперегородки позволяют утверждать, что франко-германский вертолет может пережить даже попадания 23-мм снарядов советской ЗСУ «Шилка».

Картинка

У опытных летчиков, отлетавших в Афганистане не одну сотню часов под лавиной пуль ДШК и «зушек», от таких заявлений, как правило, глаза лезли на лоб. На вопрос о том, а где, собственно, документальные подтверждения таких заявлений, разработчики Tiger вежливо отмалчивались, ссылаясь на секретность и уникальность разработок и невозможность дальнейшего общения по этой теме. Если спросить любого летчика, особенно выполнявшего боевые задачи в Афганистане, на что способны четыре ствола ЗСУ «Шилка», то после развернутого объяснения вопрос надежности и целесообразности применения сверхлегкого ударного вертолета отпадает сам собой.

«Во время боевых действий (в ДРА) иной раз привозили по десятку пробоин от крупнокалиберных пулеметов на борт. Машина могла надолго выйти из строя, ее долго ремонтировали, но свою задачу всегда выполняла экипаж возвращался на аэродром. Но Ми-24 и весит десять с лишним тонн! Что будет с вертолетом из полимеров при попадании какого-нибудь ОФЗТ, я лично даже предположить боюсь. Материалы сейчас, конечно, шагнули далеко вперед, но так и старые боеприпасы тоже никуда не делись. И кто выйдет победителем в таком соревновании, это еще большой вопрос», пояснил в интервью телеканалу «Звезда» ветеран боевых действий в Афганистане штурман-оператор вертолета Ми-24 подполковник запаса Юрий Погребняк.

Китайские военные концерны, выполняющие государственные подряды на разработку и производство авиационной техники, безусловно, выбрали самый простой путь, по которому идут до сих пор. Лицензионные копии зарубежных вертолетов со временем превращаются в отечественные изделия, и тому есть целая масса причин, о которых эксперты говорили неоднократно. Однако боевые вертолеты, хорошо защищенные и вооруженные, еще никогда в современной истории не были востребованы, как сейчас.

Картинка

Китайские военные тем не менее уже давно располагают современным и вполне хорошим боевым вертолетом. Вопреки расхожему мнению стоит отметить, что китайский ударный вертолет WZ-10 разрабатывался не только с оглядкой на опыт СССР и России в создании вертолетов. Значительное влияние на проект оказали итальянские вертолетостроители, спроектировавшие и построившие Agusta A 129 «Mangusta». WZ-10 даже внешне сильно смахивает на итальянскую винтокрылую машину, однако конструктивно отличается от нее.

Главным отличием является, прежде всего, взлетная масса, которая много говорит и о бронировании машины. Для А129 «Mangusta» нормальной взлетной массой считается четыре тонны. Китайский WZ-10 почти вдвое тяжелее семь тонн нормальной взлетной массы. Для НОАК построено около 100 вертолетов WZ-10, которые нигде, кроме учений, не применялись и не продавались ни в одну из стран на экспорт. Испытаний на обстрел, жесткую посадку и применение вооружения с этим вертолетом китайские военные никогда не публиковали и, вероятно, никогда не опубликуют. Такая уж традиция хранить все в секрете.

Недавно презентованный Harbin Z-19, который с чьей-то легкой руки окрестили «Черным торнадо», согласно всем потребностям современной войны, даже самой незначительной, не должен был появиться на свет. Силовая установка, экранированные двигатели, фенестрон и идея пониженной заметности при философии «цифрового борта» крайне похожи на то, что французы и немцы пытались создать в ходе работ над вертолетом Tiger почти 30 лет назад. Максимальная взлетная масса нового китайского вертолета в 4,5 т практически с ходу проясняет его боевые возможности.

Картинка

Для сравнения: нормальная взлетная масса ударного вертолета Ми-28Н, активное применение которых в Сирии на пару с «Аллигаторами» Ка-52 уже изучается зарубежными специалистами, почти 11 тонн. Бронирование корпуса позволяет выдерживать попадание осколочно-фугасных снарядов калибра 20 мм, а лопасти несущего винта продолжают работать даже при попадании 30 мм снарядов и осколков. До лавров своего старшего брата WZ-10, наделавшего шума на выставке Heli-Expo самим фактом своего существования, вертолету Z-19 пока далеко.

Однако ряд вопросов относительно целевого использования китайского вертолета у специалистов уже возник. Главными из них являются боевая обстановка и насыщенность района выполнения боевой задачи зенитной артиллерией и вероятным исходом противостояния 23-мм боеприпасов и легкой композитной брони Z-19. Номинально Z-19 обладает неплохим стрелково-пушечным и управляемым ракетным вооружением. 23-мм автоматическая пушка и до восьми ПТУР на пилонах могут позволить бороться с техникой вероятного противника. Однако для чего Поднебесной понадобился существенно уступающий по боевым возможностям вертолет взамен уже принятого на вооружение, большой вопрос.

Вероятной причиной появления Z-19 на свет  могут служить экспортные амбиции китайского ВПК. В подтверждение этой догадки стоит сказать, что специалисты авиационного холдинга Guizhou Aircraft Industry Corporation, производящего учебно-боевые самолеты, завершили сборку первого реактивного JL-9. Всего согласно контракту планируется поставить до шести таких машин, а в качестве вероятного покупателя военные эксперты называют... Судан. Вертолет Z-19 может стать легким продуктом для прощупывания спроса на китайские вертолеты.

Картинка

Однако производителям и маркетологам Harbin Aircraft Industrial Corporation при покорении экспортных вершин стоит задуматься над несколькими обстоятельствами сразу. На большие контракты вроде поставок 40 и более машин китайским производителям рассчитывать не стоит. Крупные заказчики, занятые омоложением собственных ВВС, предпочитают брать тяжелобронированные и вооруженные вертолеты, способные потягаться с танковой группой и выдержать с десяток попаданий снарядов и нескольких ракет. Z-19 при всем уважении к стелс-технологиям такими показателями похвастаться не сможет.

Прописная истина современной войны даже спустя десятилетия после вывода советских войск из ДРА остается неизменной. Исход боя решают бронирование, вооружение и скорость. Узкий фюзеляж из ПКМ, современные кевларовые бронепанели в качестве силка для пуль калибра 12,7 мм в современных условиях годятся для небольшой прогулки и быстрого отхода «домой», но никак не для серьезной войсковой операции.

В ДРУГИХ СМИ
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Вас заинтересует