Телеканал «Звезда» на facebook
18+

Страна военных контрастов: чего ждать РФ от авиасалона в Индии

В Индии открылся международный авиасалон AeroIndia, на котором в том числе свои последние разработки в области боевой авиации представили российские компании. О том, что Россия представит на этой выставке и почему этот рынок так важен для отечественного авиапрома, ТРК «Звезда» рассказал авиаэксперт Владимир Карнозов.
Страна военных контрастов: чего ждать РФ от авиасалона в Индии
© Фото: Минобороны России, Марина Лысцева, af.mil

В Индии открылся международный авиасалон AeroIndia, на котором в том числе свои последние разработки в области боевой авиации представили российские компании. О том, что Россия представит на этой выставке и почему этот рынок так важен для отечественного авиапрома, ТРК «Звезда» рассказал авиаэксперт Владимир Карнозов.

Начиная с 2014 года, российскую военную технику планомерно пытаются «выжать» с европейских выставочных площадок, причем в ход идут самые грязные методы. К примеру, Британия не вводила прямого запрета на участие России в авиасалоне Farnborough Air Show 2014, но ее консульство просто не выдало многим членам нашей делегации визы, сорвав ее участие в этом мероприятии. В связи с этим демаршем Россия годом позже отказалась везти на французский авиасалон Le Bourget российские боевые самолеты и вертолеты.

Индийский спрос

Все эти события не сильно повлияли на экспорт российской боевой авиации. Во-первых, современный боевой самолет и вертолет это не смартфон, и вряд ли кто-то будет выбирать его прямо на салоне. Чаще всего у потенциального покупателя есть выбор между двумя-тремя машинами, и если уж он захочет приобрести российскую технику, он сделает это вне зависимости от того, присутствует она на европейских выставках или нет.

А во-вторых, «целевая аудитория» покупателей российской авиатехники сосредоточена не в Европе, а на Ближнем и Среднем Востоке, Латинской Америке, Африке, Южной Америке и в Китае. Что касается Индии, то эта страна традиционно являлась одним из самых  крупных покупателей российского оружия. Военно-техническое сотрудничество между нашими странами продолжается уже более полувека, а в данный момент индийская армия оснащена российским оружием почти на 60%. Именно поэтому выставка AeroIndia стратегически важна для российского ОПК.

Картинка

Борьба за страну контрастов

Не стоит думать, что иностранные компании не хотят урвать лакомый кусок «индийского пирога». Авиасалон AeroIndia, который проводится с 1996 года это традиционное место сбора для авиастроителей всего мира. В 2017 году в нем участвуют 270 местных и 279 иностранных фирм. С прошлого мероприятия крытая экспозиционная площадь выросла с 24,4 тыс. до 27,7 тыс. кв. метров. В частности, рост произошел за счет более активного участия американских компаний - их число перевалило за двадцать, а стенды объединены в единый «U.S. Partnership Pavilion».

В данный момент, кроме дополнительного числа боевых самолетов для флота, Индия изыскивает возможность сборки по иностранной лицензии до ста легких истребителей аэродромного базирования. Рассматриваются американский F-16 и шведский Gripen. У России нет одномоторного истребителя (коему заказчик отдает предпочтение), поэтому предлагается двухмоторный МиГ-35.

Шведский истребитель Gripen в 2011 году вместе с МиГ-35, F-16IN, F/A-18F и Eurofighter 2000 Typhoon проиграл тендер ВВС на 126 средних многоцелевых истребителей MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft) французскому Rafale. После нескольких лет отсутствия, он вновь заявлен в программе демонстрационных полетов, причем в модернизированном варианте Gripen-E. Накануне выставки МО Индии объявило о сборе заявок на палубный истребитель, и шведы отреагировали первыми, предложив специальный морской вариант.

Заметим, что в прошлом году Россия завершила поставки ВМС Индии 45 палубных истребителей МиГ-29К/КУБ. Покупатель ими доволен, но недавно через прессу пошли нарекания на качество двигателей РД-33МК. Это очередной сигнал крупнейшего иностранного покупателя изделий отечественного ОПК о том, что над совершенством выпускаемой продукции надо работать не от случая к случаю, а постоянно. Индийские военные выражают удовлетворение российским оружием за боевую мощь, простоту в использовании и надежность, но постоянно указывают на отставание в качестве сервисных услуг по сравнении с западными конкурентами. Будет ли рассматриваться МиГ-29К/КУБ в новом конкурсе на палубный истребитель (а МиГ-35 - на легкий истребитель аэродромного базирования), пока неизвестно.

Картинка

Стоит отметить, что высказанное индийской стороной пожелание по замене радиолокатора «Жук-МЭ» с щелевой антенной на вариант с активными приемо-передающими модулями выполнено лишь частично. А требование по снижению дымности силовой установки на промежуточных режимах при дросселировании и модульности пока что не выполнено вовсе.

Пятое поколение

Между тем Москва и Дели продолжают дискуссии насчет того, как можно вместе сделать истребитель пятого поколения - индийские военные обозначают его FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft). Ранее на межправительственном уровне принято решение об использовании платформы  на основе ПАК ФА (Т-50). При этом будут отличия: пока что все опытные образцы Т-50 - одноместные, тогда как инозаказчик желает видеть FGFA с экипажем из двух летчиков. Согласно последней информации, очередной этап переговоров сосредоточен на стоимости проекта, рассчитанной с учетом ранее оговоренной доли местной промышленности в проекте создания и выпуска FGFA.

По словам директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Владимира Дрожжова, Россия и Индия согласовали проект контракта на создание истребителя 5-го поколения, российская сторона готова к его подписанию и ожидает решения индийских партнеров.

Картинка

Отметим, что сегодня основу боевой авиации ВВС Индии - две трети реально существующих эскадрилий - составляют истребители МиГ-21, МиГ-29 и Су-30МКИ, а также истребители-бомбардировщики МиГ-27МЛ. Иностранные модели представлены французскими Mirage 2000H и англо-французскими Jaguar. Заключено соглашение по 36 французским истребителям Rafale. Истребители остаются в центре внимания, но на индийском рынке есть и другие важные ниши, что могли бы заполниться российскими или индийско-российскими изделиями.

Вертолеты РФ над Тадж-Махалом

На AeroIndia'2017 «Вертолеты России» представляют  Ка-226Т, Ми-38 и «Ансат» - три модели, которые могут дополнить многочисленный парк Ми-8/17 армейской авиации Индии. Перспективы продаж также имеют отечественные ракетные комплексы типа «земля-воздух» (в частности, «Тор» и С-400) и «поверхность-поверхность» (совместной разработки, типа BrahMos и другие).

Напомним, что в декабре 2015 года был подписан контракт на поставку двухсот вертолетов Ка-226Т для вооруженных сил Индии. Речь идет о создании в Индии совместного предприятия, на котором предполагается построить до 400 машин.

Картинка

Производство техники внутри страны является целенаправленной политикой действующего премьер-министра Нарендры Моди. В ее основу положен свод правил, стимулирующих развитие местной промышленности путем запуска в серию как собственных образцов, так и разработанных совместно с иностранными партнерами, а также конструкций, приобретенных за рубежом. К иностранным партнерам предъявляются весьма жесткие требования по передаче технологий и доли офсета, которые не всегда удается выполнить с достижением желаемой маржи и при соблюдении норм секретности собственного государства.

Индийские новинки

Нынешняя выставка станет «первой» для воздушного показа легкого универсального вертолета Light Utility Helicopter (LUH) разработки корпорации HAL. Первый раз на статической стоянке выставляется легкий ударный самолет Advanced Combat Hawk разработки HAL совместно с британской BAE Systems.

По имеющимся у нас предварительным сведениям, Advanced Combat Hawk незначительно отличается от базовой модели английского учебно-боевого самолета (УБС) Hawk Mk.132, что в количестве более ста единиц стоит на вооружении ВВС и ВМС Индии. Боевые качества повышены за счет навески контейнера целеуказания оружию с наведением по лазерному лучу и доработки пилонов подвески оружия на более тяжелые грузы (до трех тонн на семи узлах). Также говорится об улучшении летно-технических характеристик машины, повышении ее маневренности.

Очевидно, что совместная индийско-британская разработка основана на заделе по варианту Hawk-LIFT (Lead-in Fighter Trainer) и соперничает за рынок соседних стран с российским Як-130. Последний поставлялся в Алжир и недавно в Бангладеш, а также рассматривается к приобретению рядом государств Азии.

Картинка

Самолеты и дружба

В целом же AeroIndia - крупнейшая оборонная выставка на территории страны, которая проводится один раз в пару лет, и для местной промышленности и иностранных участников она представляет отличный шанс продемонстрировать свою технику политическому и военному руководству страны, а последнему - публично заявить о последних изменения в закупочной политике.

Хотелось бы верить, что дружба между нашими странами и взаимовыгодное военно-техническое сотрудничество будет продолжено и в будущем.

ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
В ДPУГИХ CMИ
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Вас заинтересует
Экспертное мнение и аналитика