Телеканал «Звезда» на facebook
18+

Легендарный «трудяга» Ил-76 отмечает юбилей

18:51 25.03.2016
45 лет назад впервые в воздух поднялся транспортный самолет Ил-76. Историю легендарного «Илюши» смотрите в репортаже Константина Коковешникова на телеканале «Звезда».

45 лет назад впервые в воздух поднялся транспортный самолет Ил-76. Историю легендарного «Илюши» смотрите в репортаже Константина Коковешникова на телеканале «Звезда».

На момент создания это был самый современный «транспортник» в мире, при этом создан он был с нуля всего лишь за пять лет: 28 июня 1966 года Министерство авиационной промышленности СССР поручило ОКБ С. В. Ильюшина провести исследовательские работы, а 25 марта 1971 года самолет впервые поднялся в воздух.

Генеральный конструктор Сергей Ильюшин, создавший во время войны легендарный Ил-2 был еще жив, и, не смотря на проблемы со здоровьем, участвовал в разработке этой машины. Однако главная заслуга в создании Ил-76 принадлежит его ученику Генриху Новожилову.

После опытных продувок моделей в аэродинамических трубах ЦАГИ конструкторы смогли выбрать оптимальную модель конструкции, которая с одной стороны была надежной и прочной, а с другой обеспечивала хорошие эксплуатационные характеристики. Особая сложность состояла в том, что согласно заказу военных, 200-тонная машина должна была садиться и взлетать в том числе и с грунтовых взлетно-посадочных площадок, так как считалось, что в случае войны большинство аэродромных полос будет практически сразу разрушено. В ОКБ было разработано пятиопорное многоколёсное шасси. Во-первых, при подспущенных колесах, оно обеспечивало мягкую посадку на грунт или лед, а во-вторых, не оставляло на земле «колеи».

Производство было налажено на Ташкентском авиационном заводе. В советские времена с конвейера сошли 940 Ил-76 самых разных модификаций. Эти самолеты применялись для переброски и десантирования войск, для спасательных операций, тушения пожаров, исследований, подготовки космонавтов и много другого. За годы эксплуатации Ил-76 зарекомендовал себя одним из самых надежных транспортников в мире.

Применялся Ил-76 и в Афганистане: там появилось понятие «Афганский заход», когда многотонная машина заходит на посадку с большой скоростью, чтобы быть менее уязвимой для ПЗРК. Скорость при посадке норовит поднять самолёт вверх. Чтобы этого не произошло, приходится направлять его вниз к земле носом, поэтому происходит посадка на переднюю стойку. До этого на самолетах такого размера подобного не делал никто.

После распада СССР производство самолета осталось в другой стране. Решение о переносе производства в Ульяновск было принято в конце 2000-х, а в 2011 году был построен первый экземпляр Ил-76МД-90А. Это глубоко модернизированная версия самолета Ил-76МД, которая отличается от предшественника новой конструкцией крыла, рассчитанной на большую нагрузку и больший срок службы, двигателями ПС-90А-76, каждый из которых имеет тягу 14,5 тонны. Почти полностью переработана и «начинка» самолета: он оснащен новым бортовым радиоэлектронным оборудованием, перспективным пилотажно-навигационным комплексом «Купол-3», кабина пилотов оборудована новыми приборами.

Но главной заслугой инженеров и конструкторов  стал сам перенос производства с завода ТАПО в Узбекистане на «Авиастар-СП» в Ульяновске, где оно по сути было начато с нуля. К примеру, была проделана огромная работа по переводу в цифровой формат чертежей самолета, который до этого строился по плазово-шаблонному методу, когда макет деталей вырезали, в полную величину, из металла. Всего Министерство обороны заказало 39 таких самолетов с поставкой до 2020 года.

ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
В ДPУГИХ CMИ
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Вас заинтересует
Экспертное мнение и аналитика