Телеканал «Звезда» на facebook
18+

Арктические стрелки: броня из снега и иглу за час

08:20 08.04.2015
Арктические стрелки — так называют сегодня солдат и офицеров мотострелковых бригад, проходящих службу в условиях полярного климата. Еще совсем недавно таких специальных подразделений в стране не было.
Арктические стрелки: броня из снега и иглу за час

Арктические стрелки — так называют сегодня солдат и офицеров мотострелковых бригад, проходящих службу в условиях полярного климата. Еще совсем недавно таких специальных подразделений в стране не было. Сегодня у нас есть 8-я арктическая мотострелковая бригада, дислоцирующаяся в 4 километрах от границы России и Финляндии, в поселке Алакуртти. А еще есть 2-я бригада в Мурманске, где тоже  далеко не тропики. Для службы там нужна соответствующая подготовка. Ответственность впервые готовить офицеров для арктических бригад у нас в стране досталась преподавателям Дальневосточного высшего военного командного училища. Оно сделало уже два набора арктических стрелков или, как называют преподаватели своих подопечных, — «арктиков».

 

 

Своя специфика

 

Мы приезжаем на полигон училища рано утром. Несмотря на то, что на календаре —весна, в Благовещенском районе с утра местами градусник показывал минус 26. Неудивительно, что «арктиков» решили готовить именно здесь. По мне, так тут каждый солдат — «арктик».

Учебный день, посвященный инженерной подготовке, начался с занятий по химзащите. Это отработка действий при газовой, химической и радиационной атаке. Курсанты на время надевают противогаз и общевойсковой защитный костюм (ОЗК). Для пущей реалистичности пускают дым. Надевать на себя резиновый противогаз и ОЗК на морозе довольно неприятно — служил, знаю.

Картинка

— В принципе по своим задачам арктические стрелки не сильно отличаются от простых мотострелков, — рассказывает нам руководитель занятий старший преподаватель училища, начальник инженерной службы подполковник Александр Разумовский. — Но есть просто своя специфика в подготовке и прохождении службы, ведь в условиях Крайнего Севера низкая температура держится практически круглый год. Нормативы стандартные. Главное — четко отработать все дисциплины в условиях холода. Есть у ребят альпинистская подготовка с ледорубами и «кошками», есть лыжная подготовка, учатся ездить на снегоходах.

Продолжая разговор о специфике, затронули тему специальной экипировки.

— Пока занятия проходят в основном со стандартным набором зимней экипировки мотострелковых соединений. Форма — современный комплект, теплые ботинки, — поясняет Александр Александрович. — Есть у нас, правда, уже альпинистское снаряжение для «арктиков» и лыжи. Имеются специальные сухие пайки, которые не требуют прямого огня для подогрева. Каждый контейнер с едой оснащен емкостью, там смешиваются специальные жидкости. Они, вступая в реакцию, создают тепло, которое разогревает пищу. Но большая часть амуниции сегодня находится в стадии разработки. Ждем поступления опытных образцов в ближайшее время. Направление новое, поэтому быстро все не появится, да и не нужно — все должно быть выверено и просчитано. Мы в процессе обучения ребят формируем свои предложения по снаряжению и учебным программам, думаю, командование нас услышит.

В это время бойцы уже складывают противогазы и ОЗК в сумки, нас ждет урок постройки иглу — настоящего домика из снега по технологии эскимосов.

 

 

Не так мороз страшен, как ветер

 

Курсанты строем подходят к учебной точке, здесь они будут учиться оборудовать ночлег из подручных материалов, которых вокруг не так уж и много. Да прямо скажем — один снег.

— Разумеется, вы будете обеспечены носимыми армейскими палатками М-3 (трехместными) и М-4 (четырехместными). Но вы должны быть готовы к тому, чтобы суметь укрыться от непогоды с помощью подручных средств, — предупреждает курсантов подполковник Разумовский. — В условиях Крайнего Севера — это, конечно, снег. И главное здесь — укрыться от ветра, он пострашнее мороза. При температуре воздуха минус 20 градусов и сильном северном ветре почувствуете все минус 40.

Картинка

Для того чтобы построить иглу, бойцам понадобился снег, небольшие ножовки, которые при необходимости легко заменяются обычной пехотной лопаткой. Для сооружения иглу на двух-трех человек уходит порядка полутора часов. Используя специальные коврики и спальные мешки, можно вполне комфортно переночевать, защитившись от ветра. Есть тонкости, о которых нельзя забывать. В крыше нужно проделать дымовое отверстие. Если бойцы будут разводить огонь или использовать горелки, дыму нужно куда-то выходить.

— Внутри из снега делаются возвышения для ночлега. Так, во-первых, будет теплее, ну и самое главное — это опять же не даст задохнуться дымом, — объясняет Александр Александрович. — Ведь дым тяжелее воздуха и стелется понизу. Тот дым, что не выйдет через дымоход, пойдет понизу через вход в иглу.

Интересно, что на Севере всегда можно найти плотный снежный наст, который и необходим для строительства: достаточно снять 15-20 сантиметров верхнего рыхлого снега — и можно пилить блоки.

Чуть больше чем через час ночлег готов — конечно, не как в книжках, ровно и аккуратно, но переночевать можно. Залез внутрь, посидел минут пять... Действительно, гораздо теплее, чем на улице.

Картинка

 

 

Переправа, переправа...

Едем с курсантами в кузове армейского «КамАЗа». Ребята наперебой просят их сфотографировать, а на вопрос: почему решили стать именно арктическими стрелками? — в один голос отвечают:

— Это интересно, необычная подготовка. Да и мы почти все живем в северных районах, к холоду привычные.

Пока училище по специальной программе готовит только один взвод «арктиков».

— Все остальные — обычные мотострелки, но арктическую подготовку проходят все. «Арктикам» же дают чуть больше именно из-за будущей службы на северах, — делится впечатлениями командир отделения курсант Дмитрий Архипов. — Интересно это. В северные бригады, скорее всего, попадут только лучшие, все-таки ответственное направление.

Мы приезжаем на следующую учебную точку. Она на реке Зее, здесь ребята учатся обустраивать ледовые переправы для людей и техники.

Картинка

— Для того чтобы по льду безопасно прошла боевая машина пехоты, его толщина должна быть не меньше 42 сантиметров, — рассказывает курсантам Александр Разумовский. — Сейчас будем учиться готовить переправу.

Взвод делится на три отделения. Первое отделение измеряет с помощью уровня и линейки угол возвышения спуска к реке, чтобы по этому спуску техника могла спуститься без затруднения. Если спуск слишком крутой, командир примет решение провести инженерные работы и сгладить его. Второе отделение собирает доски и ветки, которые могут понадобиться в процессе оборудования переправы, а третье — измеряет толщину  льда. Одного курсанта с металлоискателем отправляют проверить сектор обустройства переправы на наличие мин. Все как на войне.

— Для измерения толщины льда используется довольно привычное для рыбаков оборудование. Ледобур, пешня (пика для колки льда) и мерная рейка у нас длиной полтора метра, больше не нужно. Через каждые три метра мы сверлим во льду лунку и измеряем, — ввел нас в курс дела Александр Разумовский.

Курсанты заправски врезаются бурами в лед. После полного анализа льда курсанты заключают, что толщина его составляет еще 80-90 сантиметров, что вполне подходит для того, чтобы переправить технику. Если толщины льда не хватит, его могут и нарастить искусственно, но это займет лишнее время.

В военное время таких переправ делают сразу несколько, чтобы запутать разведку врага и иметь запасные пути для транспортировки сил.

 

 

За нашу Родину! Огонь, огонь!..

 

Заключительной частью дневных занятий стали стрельбы из автомата Калашникова, подствольных гранатометов ГП-25 и РПГ. А еще мы посмотрели, как работают «арктики» с лыжами в условиях боя: как они принимают положение для ведения огня, укрепляют позиции и передвигаются.

— Боец во время боестолкновения должен зарыться как можно глубже, иначе никак, —поведал нам доцент кафедры вооружений и военной техники подполковник Алексей Карпов. — В данном случае, конечно, нужно уметь использовать снег, вопреки мнению обывателей снег очень неплохо защищает от пуль. Снежная стена в три метра в упор не пропускает пули калибра 5,45, а калибра 7,62 не пропускает на большом расстоянии. Так что не стоит недооценивать снег, как, впрочем, и подручные средства, например лыжные палки, которые могут послужить хорошим упором для автомата при стрельбе. Ну а если времени мало, нужно уметь и без палок принять на лыжах боевое положение, удобное для ведения огня: стоя, сидя и лежа — все это мы отрабатываем постоянно. Сегодня, когда мы стали готовить «арктиков», занятиям с лыжами стали уделять гораздо больше времени.

Картинка

Есть особенности и в ведении огня. При низких температурах, как в горной местности, меняется точка прицеливания, это нужно учитывать. Поэтому чем больше курсанты стреляют на морозе, тем лучше. Еще мы учим ребят обслуживать оружие в условиях мороза и повышенной влажности.

Мы с фотокором с полигона уезжали жутко уставшие и промерзшие — налазились по снегу за курсантами. А ребята остались — этому взводу курсантов на полигоне еще двое суток предстояло превращаться в закаленных арктических стрелков.

Фото: Минобоороны России

ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
В ДPУГИХ CMИ
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Вас заинтересует
Экспертное мнение и аналитика