Телеканал «Звезда» на facebook
18+

Смертоносная тень в океане: на что способны новейшие ракетоносцы класса «Борей»

07:46 16.12.2015
На этой неделе в Северодвинске, на ОАО «Севмаш», состоится закладка очередного атомного подводного ракетоносца проекта «Борей-А» (продолжение линейки субмарин класса «Борей»), получившего имя «Император Александр III».
Смертоносная тень в океане: на что способны новейшие ракетоносцы класса «Борей»

«Боги» подводного флота

На этой неделе в Северодвинске, на ОАО «Севмаш», состоится закладка очередного атомного подводного ракетоносца проекта «Борей-А» (продолжение линейки субмарин класса «Борей»), получившего имя «Император Александр III». Этот корабль станет уже седьмой лодкой данного типа, три из которых «Юрий Долгорукий» «Александр Невский» и «Владимир Мономах» уже несут службу в составе ВМФ России, а еще три «Князь Владимир», «Князь Олег» и «Генералиссимус Суворов» находятся в стадии строительства.

Картинка

Само слово «Борей» олицетворяет в греческой мифологии бурный северный ветер. Но не только этими географическими широтами ограничен ареал применения наших подводных стратегов в Мировом океане. «Бореи» способны действовать в любой точке планеты. Предел их мореходности практически не ограничен, разве что по запасам продовольствия для экипажа численностью чуть более ста человек. А при пополнении, проведенном прямо в открытом море, эти субмарины могут барражировать на глубинах бесконечно долго.

Головным кораблем данного класса стал атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Юрий Долгорукий». Заложенный еще в 1996 году, этот корабль стал заложником безденежья, долгостроя, конструкторских нестыковок. Изначально АПЛ проектировались под одну ракету с определенными габаритами, затем ракетный комплекс был заменен другим образцом, что потребовало корректировки практически всего проекта... В итоге создание только прочного корпуса корабля завершилось к 2005 году, а на ходовые испытания эта АПЛ вышла в 2009-м. Торжественная церемония поднятия флага свидетельство окончательной постановки корабля в боевой строй ВМФ состоялась на «Юрии Долгоруком» лишь в январе 2013 года.

Тень в океане

Не так давно РПКСН «Юрий Долгорукий» завершил свой очередной дальний поход. Более двух месяцев он находился в автономном плавании, выполняя задачи в Северном Ледовитом океане, в том числе подо льдами Арктики. «Совершив трансарктический подледный переход, экипаж "Юрия Долгорукого" еще раз подтвердил, что Военно-морской флот России располагает самыми современными атомными ракетоносцами, способными выполнять задачи стратегического сдерживания в Мировом океане», отметил командующий Северным флотом адмирал Владимир Королев.

Картинка

Для своего времени «Бореи» стали просто прорывным проектом. В частности, разработчикам удалось добиться максимальной незаметности корабля за счет применения водометного движителя, заключенного в специальную кольцевую насадку и работающего по принципу водяного насоса, используя набегающий поток воды. Кроме того, сборка корпуса выполнена по блочному варианту, а все оборудование установлено на амортизаторы. Они отделяют каждый блок от корпуса, что еще больше уменьшает шумность корабля при движении под водой.

Кроме того, все гидроакустические средства объединены здесь в единый автоматизированный цифровой комплекс, который не только выполняет пеленг целей, но и, например, измеряет толщину льда, проводит поиск полыней. По некоторым данным, дальность действия комплекса гидроакустики того же «Юрия Долгорукого» превосходит подобное оборудование американских подлодок класса «Вирджиния». То есть «Бореи» могут запросто обнаруживать цели под водой, сами оставаясь недосягаемыми для средств акустики любых кораблей противника.

Картинка

Арсеналы «Борея»

Мощный ядерный реактор позволяет разгонять субмарину до скорости в 29 узлов, а корпус из сверхпрочной легированной стали дает возможность выдерживать спуск на глубины почти под 500 метров. На лодке созданы все условия для нормального пребывания экипажа: есть своя баня с парилкой, небольшой бассейн. Продумана и система спасения: всплывающая спасательная камера рассчитана на весь экипаж. Питьевая вода для нужд личного состава добывается прямо из морской с помощью опреснительных установок. Таким же образом путем химических реакций из забортной воды извлекается и кислород. Служить на лодках такого класса особо почетно. Достаточно сказать, что приказом министра обороны для членов экипажа данных кораблей сразу устанавливается двойное денежное содержание.

Назначение РПКСН не гоняться по морям за транспортом противника, хотя корабль и имеет на своем борту несколько торпедных аппаратов калибра 533 миллиметра. Эти подводные гиганты созданы для единственной цели обеспечить ядерный паритет угрозой ответного удара в случае нападения на нашу страну. Суммарной мощности ракет, установленных только на одном «Борее», будет достаточно для нанесения удара, сравнимого с… 1 200 Хиросимами!

Основу боевой ударной мощи лодок этого класса составляют межконтинентальные баллистические ракеты «Булава». Их тактико-технические характеристики по сию пору не раскрываются, составляют государственную тайну. Одно время в прессе активно «обсасывались» факты неудачных запусков ракет данного типа. Однако конструкторы учли свои недоработки. Буквально в минувшем месяце ракетный подводный крейсер стратегического назначения Северного флота «Владимир Мономах» произвел  успешную залповую стрельбу сразу двумя МБР «Булава» из района в акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке.

Картинка

Стрельба выполнялась из подводного положения, однако все параметры траектории полета были отработаны в штатном режиме. По подтвержденным данным объективного контроля, боевые блоки успешно прибыли на полигон Кура на Камчатке. Как отметили в Минобороны России, залповый пуск сразу двух межконтинентальных баллистических ракет подтвердил надежность функционирования всех составляющих комплекса «Булава» при использовании штатного боекомплекта.

Превосходство без компромиссов

Всего до конца 2020-х годов ОАО «ПО «Севмаш» должно передать ВМФ России восемь АПЛ серии «Борей». И, как сообщил генеральный директор предприятия Михаил Будниченко, никаких объективных причин для отставания от этих сроков нет. «Мы приложим все усилия, чтобы флот получил подводные корабли вовремя, отметил Михаил Будниченко. Все предприятия кооперации получили авансы, то есть Министерством обороны РФ работы профинансированы в срок».

Не стоит перед «Севмашем», по информации руководителя предприятия, и проблема импортозамещения. «Мы и в советское время стремились на столь сложную военную технику ставить все только отечественное, отметил Михаил Будниченко. Согласитесь, довольно рискованно использовать оружие, которое тебе поставляет потенциальный противник. Тем более сегодня, когда электроника развита настолько, что может оказывать влияние на работу техники».

Картинка

«Серия атомных подводных крейсеров четвертого поколения проектов "Борей" и "Борей-А", вооруженных баллистическими ракетами комплекса "Булава", призвана стать основой морских стратегических ядерных сил России на ближайшие десятилетия, подчеркнул недавно заместитель главнокомандующего ВМФ РФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук. При строительстве этих ракетоносцев применяются новейшие технологии и последние достижения в области подводного кораблестроения. При этом само строительство ведется строго в соответствии с техническими требованиями главного командования ВМФ России».

Автор: Дмитрий Сергеев

Фото ОАО «ПО «Севмаш»/Минобороны России

ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
В ДPУГИХ CMИ
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Вас заинтересует
Экспертное мнение и аналитика