Телеканал «Звезда» на facebook
18+

Битва за Арктику: как российский десант собирался на Аляску

21:34 11.11.2014
Недавно Минобороны России заявило о строительстве в арктическом регионе 13 аэродромов и 10 радиолокационных станций. Строительство новых объектов уже идет на мысе Шмидта и островах Врангеля, Котельном, Земле Александры и Новой Земле.
Битва за Арктику: как российский десант собирался на Аляску

Недавно Минобороны России заявило о строительстве в  арктическом регионе 13 аэродромов и 10 радиолокационных станций. Строительство новых объектов уже идет на мысе Шмидта и островах Врангеля, Котельном, Земле Александры и Новой Земле. До 2017 года будут сформированы две мотострелковые бригады, чья задача - обеспечивать проход и сопровождение кораблей по Северному морскому пути.

А как иначе, если России со всех сторон упорно намекают: наш Севморпуть должен стать интернациональным?

В этой связи еженедельник «Красная звезда» решил вспомнить о малоизвестных страницах битвы за Арктику, которая началась сразу после окончания Второй мировой войны.

ВЫСАДКА НА СКАЛЫ

Сентябрь 1945 года. На причалах владивостокского порта - кромешный ад: грузовики, «виллисы», пушки, толпы пехоты. 126-ой легкий горнострелковый корпус в составе трех бригад грузится на транспортные суда, отходящие одно за другим.

Куда, если война с Японией закончилась две недели назад? В капитанских сейфах  - пакеты, которые надлежит вскрыть в море. Пункт назначения - бухта Провидения. Приказом Сталина и постановлением СНК СССР № 2358 от 14 сентября 1945 г. корпусу поставлена задача: «создать на полуострове Чукотка оборонительные форпосты, прикрыть основные морские базы на побережье Анадырского залива и бухты Провидения, обеспечить с суши их противодесантную оборону».

Зачем? Уже ясно: атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки военного смысла не имела. Это было предупреждение Советскому Союзу: вам нечего ловить на Дальнем Востоке. У берегов Чукотки уже начали крутиться американские боевые корабли, промеряя фарватеры. На Аляске военные проверяли пригодность вооружений к действиям в арктических условиях.

Потому-то осенью 1945 года десять тысяч мужиков в серых шинелях высадились на скалы, не приспособленные для жизни. Как они жили там, на краю света, в палатках при морозах до минус 60, когда даже дышать тяжело - песня отдельная. Лес для казарм и прочий строительный материал стали завозить пароходами только в 1948 году. Но уже через год первопроходцы жили в казармах, построенных своими руками.

МАРШ-БРОСОК НА ВАШИНГТОН

Спустя три года корпус превратится в 14-ю армию. В обиходе ее будут называть десантной армией вторжения. Командармом назначат Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Николая Олешева, который отличился в боях с немцами. А потом его войска перепрыгнули Хинганский хребет и за 15 дней прошли почти тысячу километров. Здрасте, товарищи японцы!

Командарм-14 очень хорошо понимал свою задачу: в случае нападения США на Советский Союз высадиться на Аляске и нанести ответный удар. Поэтому его солдаты помимо обороны отрабатывают длительные марши: ведь ширина Берингова пролива всего-то 86 километров! На лыжах - за два дня, а на технике - и говорить нечего. Нам бы только за бережок зацепиться. А уж там по автобану через Канаду до самого штата Вашингтон.

ТОННЕЛЬ НА САХАЛИН

В 1949-м у Советского Союза появилась своя атомная бомба и средство ее доставки - бомбер Ту-4, копия американского B-29 «Суперкрепость». Того самого, что бомбил Хиросиму и Нагасаки. И 14-я армия начинает строить аэродромы подскока на базе площадок, оставшихся от авиатрассы «АлСиб». Той самой, Аляска - Сибирь, по которой тогдашние союзники перегоняли для воюющей Красной Армии ленд-лизовские «аэрокобры», «бостоны» и «митчеллы».

Но денег не хватало, потом умер Сталин. Стройки свернули, в том числе и тоннель на Сахалин под Татарским проливом.

P. S. Это лишь одна страничка трагической и славной истории битвы за российскую Арктику. Из которой не вычеркнуть ни сталинских военных строителей, ни тех, кто задолго до них начинал осваивать русские севера и торить путь к Тихому океану. Безымянные новгородские ушкуйники, Ермак Тимофеевич, Дежнев, Хабаров, Атласов, братья Лаптевы, Великая Северная экспедиция, гидрографы Литке, Толль, Русанов, Колчак. Они смотрят на нас из своего далекого далека: ребята, помните, это наша земля!

ВОПРОС - РЕБРОМ

Почему им так нужен наш Севморпуть? Благовоспитанные бритты предупреждают: «Отдайте Арктику России - и ждите новых экологических катастроф. Отдайте ее в чьи угодно руки, хоть Чада». Беспокоятся экологи: русские буровые - смерть белым медведям, плавучие АЭС - смерть людям. Эпидемия беспокойства охватила США, Канаду, Норвегию, Данию, Великобританию и даже Эстонию. А возбудитель болезни - деньги. Стоимость разведанных здесь запасов нефти, газа, металлов оценивают в 15 трлн. долларов. А подход к сокровищам один - Северный морской путь (СМП), контроль над которым принадлежит России. Он вдвое короче любого пути из Европы в Азию, но за проход надо платить. А этого очень не хочется. Выход один - отнять Севморпуть у русских, взять под международный контроль, сделав интернациональным. За это стоит бороться и даже воевать, верно?

И вот уже чужие подлодки круглосуточно патрулируют в Баренцевом море, над трассами СМП ежегодно фиксируется до 150 разведполетов. Потому и ответ России, как принято говорить, - симметричен.

Автор: Михаил Тимошенко

Фото: Минобороны России

Другие материалы одиннадцатого номера еженедельника «Красная звезда» Вы можете прочитать, скачав PDF-версию

ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
В ДРУГИХ СМИ
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Вас заинтересует