Телеканал «Звезда» на facebook
18+

«Салон взорвался аплодисментами»: как разворот над Атлантикой изменил внешнюю политику России

В марте 1999 года премьер-министр Евгений Примаков, летевший в Вашингтон на заранее согласованную встречу, приказал развернуть борт Ил-62.
© Видео: ТРК "Звезда" © Фото: Viktor Chernov Russian Look Globallookpress

Начало 90-х - знаковая веха в отношениях двух супердержав. Войска НАТО занимают позиции, которые еще недавно были под контролем СССР. Вот только Советского Союза уже не было, в Европе оставалось только одно многонациональное государство - Югославия. С начала 90-х ее раздирают внутренние военные конфликты. По сути, там идет самая настоящая гражданская война.

23 марта 1999 года. Правительственный Ил-62 уже на взлетной полосе аэропорта Внуково-2. В самолете премьер-министр России Евгений Примаков, а с ним - целая делегация. Они направляются в Вашингтон. Их примут Билл Клинтон и вице-президент США Альберт Гор. Американское правительство обещает России помощь - контракты на 15 миллиардов долларов. Эта баснословная сумма должна спасти экономику.

Полдень по Москве. Борт № 2 России совершает транзитную посадку для дозаправки в международном аэропорту ирландского Шаннона. Премьеру Примакову докладывают -  звонил посол в Вашингтоне Юрий Ушаков: «На 98% обозначился срыв переговоров специального посланника США Ричарда Холбрука с президентом Югославии Слободаном Милошевичем, а значит, Соединенные Штаты будут применять военную силу против Югославии».

Борт №2 будет подлетать к канадскому острову Ньюфаундленд, когда раздастся звонок из Вашингтона. Вице-президент Альберт Гор сообщил Евгению Примакову, что дипломатические усилия не дали результата. И подготовка США к военному удару по Югославии «движется вперед без остановки». Примаков ответил: «Мы категорически против военных ударов по Югославии. Считаю, что вы делаете огромную ошибку. Причем это касается не только наших отношений. Это не даст никаких позитивных результатов вообще. В условиях, когда ты прямо говоришь мне, что удары по Югославии неминуемы, я, разумеется, прилететь в Вашингтон не могу».

Примаков приглашает в свою часть салона всю команду, летевшую с ним - губернаторов, министров, бизнесменов - и спрашивает: одобряют ли они в создавшихся условиях решение развернуться над Атлантикой и лететь домой?

«Вы знаете, это было до слез просто трогательно, потому что салон взорвался аплодисментами. На тот момент все уже понимали, что это было событие исторического масштаба, что это разворот в российской внешней политике. Все понимали, что она вновь начинает отстаивать свои позиции в международных делах - отстаивать свой суверенитет», - уверен Константин Косачев, председатель Комитета Совета Федерации по международным делам.

23 марта 1999 года в 21.45 по московскому времени Евгений Примаков отдает исторический приказ экипажу: «Борт развернуть. И взять курс на Москву».

«В одной из центральных российских газет того времени на первой полосе была гигантская статья, с заголовком с аршинными буквами, что в результате действий Примакова Россия лишилась 100 млрд долларов, какая-то сумма совершенно несуразная. Да и вообще это все было ложью, ничего Россия не лишилась. Здесь не было никакого прямого ущерба российским интересам, российской экономике», - уверен Косачев.

С момента вылета из аэропорта Внуково-2 борта Ил-62 до его возвращения пройдет 26 часов. Чуть более суток. Тогда утром 24 марта 1999 года никто полностью не отдавал себе отчет в том, что теперь для России наступило новое время.

«Он вернул Россию на мировую арену как важнейшего международного игрока. И сегодня никто не может этого не признавать, и ни одна мировая проблема - региональная, мировая, геополитическая - не может решаться без участия, без мнения России. Начало этому положил Евгений Максимович Примаков. Важно молодежи это объяснять. Не лозунгами; объяснять, как бы было по-другому, если бы тогда этого не случилось, то мы бы потеряли бы суверенитет, мы были бы порабощены экономически, политически, не смогли бы развиваться как суверенное независимое государство, и тем самым мы бы прервали ход истории. Никогда бы будущие поколения этого не простили», - считает Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации.

Что произошло на борту правительственного ИЛ-62 в марте 1999 года? И какое влияние оказал Примаков на Валентину Матвиенко? Смотрите «Код доступа» на телеканале «Звезда».

В ДPУГИХ CMИ
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Вас заинтересует
Экспертное мнение и аналитика