В рабочем кабинете археолога Александра Бутягина в Эрмитаже - целая коллекция шутливых табличек-предупреждений. «Копать запрещено» - эта фраза как «красная тряпка» для археолога.
«Эту ленту ребята где-то оторвали, подарили мне. Я прибил себе на шкаф. Все, что касается "копать", конечно, возбуждает внимание и фантазию работников археологических экспедиций», - рассказывал Бутягин.
Во фрагменте фильма, который сделали коллеги Александра, он много шутит, улыбается. Показывает золотую кладовую Эрмитажа, куда просто так не попасть. А вот он же - но уже под конвоем польских полицейских. В наручниках. Бутягина сопровождают в зал суда. Успевает сказать журналистам лишь одно слово - еле слышно. На вопрос «Как вы?» отвечает: «Нормально».
Парадокс, но археолога судят за раскопки. Александр Бутягин 27 лет руководит Мирмекийской экспедицией Эрмитажа. Каждое лето он проводил на раскопках в Керчи. В остальное время пишет научные работы, преподает на истфаке. Лекции читает по всему миру. По приглашению западных коллег и в этот раз поехал в Европу. Успел выступить в Праге и Амстердаме.
«Он несколько городов проехал. Все было спокойно. И вот в Варшаве к нему пришли в гостиницу, как мне рассказали, и вот все это началось. Предъявили обвинение. Он успел сделать звонок близкому человеку. И вот его арестовали на следующий день», - рассказывает сестра археолога Маргарита Войнаровская.
Сестра ученого Маргарита тоже работает в Эрмитаже. Переживает, как и вся семья. Общаться с Александром им не дают. Ему позволяют сделать всего один телефонный звонок в неделю - либо родственникам, либо адвокату. Без книг, телевизора и Интернета. Без возможности получать передачи. За полтора месяца в варшавском СИЗО он так и не получил разрешения на теплую куртку. Трехместная камера и час прогулки в день. В таких условиях обычно содержат осужденных. Бутягин же все еще подозреваемый.
«Я вообще это рассматриваю как какой-то международный бандитизм. Это фактически захват заложника с целью выдвижения каких-то своих политических требований. Ну, ясно, что это заказ Украины, но как в это вмешалась так называемая "демократическая" Польша - это же удивительно. Позор просто!» - комментирует ситуацию реставратор Анатолий Туманов.
Бутягина требуют экстрадировать на Украину. Чтобы там судить за якобы незаконные раскопки в Крыму. К слову, до 2014 года именно Украина и выдавала ему разрешение на работу. А все находки по сей день на экспозициях в Керченском музее каменных древностей. Огромная часть коллекции добыта экспедицией Бутягина.
«Ничего не изменилось. Музей никуда не переехал. Народ, населяющий Крым, никуда не делся. Все осталось на своем месте. Это вопрос юрисдикции, но какое отношение это имеет к музею, культурному полю, музейному пространству - это все притянуто за уши», - считает директор Музея Андрея Рублева, искусствовед Михаил Миндлин.
Власти Польши с самого начала поддерживают режим Владимира Зеленского. Арест российского археолога вопреки международному праву - еще одно тому доказательство, в контексте «Чей Крым?». Впрочем, провернуть экстрадицию по-быстрому, как старались польские и украинские подельники, не удалось. Адвокат Бутягина вовремя подал апелляцию на отвод судьи, который действовал откровенно предвзято. О том, что на Украине Бутягину угрожает реальная опасность, он как будто не хотел слышать.
«Если наша дипломатия и компетентные органы смогут принять меры, которые позволят его освободить, это будет одно. А если нет - его передадут на Украину, а там ему конец, его убьют там просто», - убежден директор Пушкинского музея, руководитель Боспорской экспедиции Владимир Толстиков.
Анатолий Туманов реставрирует древние города Крыма. Этим летом был с экспедицией в Керчи. Там же, где работал Бутягин. Говорит, для российских археологов теперь любая международная командировка представляет угрозу. От таких поездок придется отказываться. Но прекращать раскопки в Крыму ученые не намерены.
Сейчас в Крыму все раскопы - места, где проводятся исследования - законсервированы. Каждый камень на том месте, где его в последний раз оставили археологи. До следующих экспедиций. Они возобновятся уже весной. И Мирмекий не исключение. Древний город продолжат изучать историки. Ничто и никто не помешает науке.
© АО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»