Минобороны России запустило новый мультимедийный проект «Японский рейх пал следом за германским». Он основан на уникальных документах из фондов Центрального архива военного ведомства, раскрывающих эпизоды последних дней Второй мировой войны и вкладе Красной Армии в Победу над Японией в 1945 году.
На сайте Минобороны опубликованы директивы Ставки Верховного Главнокомандования, докладные записки Народного комиссара обороны СССР, доклады командующих Забайкальским, 1-м и 2-м Дальневосточными фронтами, оперативные директивы, боевые донесения, планы и карты исторических боев, свидетельства военнопленных японских генералов, наградные листы и личные дела на советских воинов, а также другие документы, которые ранее не были представлены широкой общественности.
Япония - союзник нацистской Германии, на протяжении многих лет проводила агрессивную политику в Азиатско-Тихоокеанском регионе. После нападения Германии на СССР в июне 1941 года высшее руководство Японии рассматривало возможность вторжения на территорию советского Дальнего Востока.
Уже в 1940 году в докладной записке Наркома обороны Маршала Советского Союза Семена Тимошенко отмечалась необходимость быть готовыми к ведению боевых действий на два фронта.
«Советскому Союзу необходимо быть готовым к борьбе на два фронта: на западе против Германии, поддержанной Италией, Венгрией, Румынией и Финляндией, и на востоке против Японии как открытого противника или противника, занимающего позицию вооруженного нейтралитета, всегда могущего перейти в открытое столкновение», – отмечено в записке.
На этот случай имелись четкие директивы: необходимо было не допустить противника на территорию СССР, удерживать остров Сахалин, Камчатку и тихоокеанское побережье, а также бить по вражеским аэродромам и базам.
«В случае внезапного нападения японских вооруженных сил на войска Дальневосточного фронта Ставка Верховного Главнокомандования приказывает <…> упорной обороной не допустить противника на территорию СССР на Благовещенском, Приханкайском и Приморском направлениях. Прочно удерживать остров Сахалин, Камчатку, побережья Тихого океана и Охотского моря», – указывается в директиве Ставки Верховного Главнокомандования от 16 марта 1942 года.
Заключенный в апреле 1941 года пакт о нейтралитете японские вооруженные силы нарушали все четыре года его существования. Потопленные транспорты, взятые в плен экипажи, нападения на торговые советские суда - Япония утверждала и отстаивала свое господство на Тихом океане.
«На территории Маньчжурии и Кореи в данное время японцы имеют до 17 пехотных дивизий и до двух танковых дивизий (до 900 танков), до 400 самолетов. Кроме этого, необходимо учесть на Калганском направлении против Монгольской Народной Республики конницу Внутренней Монголии - до 12 тыс. человек, усиленную одной японской пехотной дивизией и одной японской пехотной бригадой. Также нужно учесть до 180 тыс. войск Манчжоу-Го, из которых до 60 тыс. против Забайкальского фронта», – сообщается в докладе командующего войсками Забайкальского фронта Маршала Советского Союза Родиона Малиновского.
Однако к лету 1945 года стратегическая обстановка кардинально изменилась. Победа в Европе позволила СССР перебросить значительные резервы на Дальний Восток. Москва перешла от обороны к решительным наступательным действиям.
«Войскам Забайкальского, 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов 9 августа начать боевые действия для выполнения задач, поставленных директивами Ставки. <…> Боевые действия авиации всех фронтов начать с утра 9 августа, имея в виду бомбить прежде всего Харбин и Чанчунь Тихоокеанскому флоту с получением сего перейти в оперативную готовность номер один, приступить к постановке минных заграждений согласно утвержденному плану <...> Боевые действия флота начать с утра 9 августа», – указывает директива Ставки Верховного Главнокомандования от 7 августа 1945 года.
С этого момента началась стремительная и решительная операция Красной Армии. В ходе последующих дней советские войска, развивая успех, стремительно продвигались вглубь Маньчжурии, охватывая с флангов и блокируя крупные японские группировки, деморализованные поражением Германии и не готовые к масштабному противостоянию.
Уже 19 августа 1945 года в Харбине состоялись переговоры главнокомандующего советскими войсками на Дальнем Востоке Маршала Советского Союза Александра Василевского с начальником штаба Квантунской армии генерал-лейтенантом Хата о порядке капитуляции войск и их разоружении. Главнокомандующему Квантунской армией генералу Ямада был передан ультиматум о капитуляции.
«В 9 часов 30 минут 18 августа 1945 года по хабаровскому времени из Харбина при сопровождающих офицерах - представителях Военного совета 1-го Дальневосточного фронта были доставлены самолетами начальник штаба Квантунской армии генерал-лейтенант Хата, генконсул Миякава и члены военной миссии. <...> В 15:00 19 августа 1945 года (хабаровское время) генерал-лейтенант Хата принимается главнокомандующим советскими войсками на Дальнем Востоке», - свидетельствует донесение штаба 1-го Дальневосточного фронта от 19 августа 1945 года.
С 1 по 31 августа 1945 года войсками Забайкальского фронта было захвачено в плен 54 генерала, свыше 228 тыс. солдат и офицеров Квантунской армии. В то же время ее потери составляли чуть более 8 тыс. человек. Количество трофейной японской техники по данным разведотдела и штаба фронта составляла: около 480 танков и порядка 350 самолетов, значится в донесении начальника штаба Забайкальского фронта.
Публикация рассекреченных документов из фондов Центрального архива Минобороны России направлена на защиту исторической правды, противодействие фальсификации истории, прославление героического подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны.
Материал подготовил Ян Брацкий и Николай Баранов.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»