«Смотрим на небо. Я говорю: вот, смотри, внучечка, летит самолет, шлейф оставляет. А дочка была еще в подъезде, и кричит: быстро в подъезд, бегом, быстро. И говорит: что вы сидите, рот раскрыли. Я говорю: так что это было? Красивый самолетик летел. Она говорит: это ПВО сбили!», - рассказывает Мария Зыкова.
Позже Галина поняла, что красивый шлейф в небе на самом деле оставила вражеская ракета. В родном Мариуполе она живет всю жизнь.
«Когда вот это все тут у нас было, мы же здесь все были, никуда не уезжали. У меня мужа прямо в квартире снайпер из соседнего дома убил. Прям насмерть на моих глазах. Меня ранило. У меня три осколка в ноге», - рассказывает Галина.
Сейчас громких звуков Галина Анатольевна уже не боится. Говорит, осталась только привычка иногда поглядывать на небо.
Над этим двором ПВО срабатывает до десяти раз в день. В праздники - в разы больше.
Чтобы небо над городом оставалось чистым, зенитчики группировки войск «Восток» круглосуточно наблюдают за ним через призму оптического визира. Пока мы говорим с расчетом, на экране оператора загорается маленькая синяя точка.
В 30 километрах от нас зенитно-ракетный комплекс «Тор» засек летающий объект. Пока еще не опознанный: для автоопределения расстояние слишком большое. Однако опытные бойцы и без подсказок комплекса понимают, с чем, скорее всего, имеют дело.
«Исходя из дальности, высоты и скорости, очень похоже на "Лелеку". Потому что высота небольшая - 600-800 метров», - говорят бойцы.
Предположение оказывается верным: приближается дрон-разведчик ВСУ. Бойцы наводятся, захватывают цель: несколько секунд - и расчет готов к атаке. Пуск ракеты оставляет эффектный след. Но он же и выдает противнику местоположение ЗРК. Механик-водитель не медлит - тут же снимается с места.
Расчет меняет позицию. Скорость комплекса - около 60 км/ч, но даже сейчас небо остается под надежной защитой.
«Непосредственно при смене позиции мы не сворачиваемся, а продолжаем сканировать небо. И враг не проскочит. Мы можем спокойно взять его на сопровождение. И в движении, немного сбавив скорость, его уничтожим», - говорит зенитчик.
Одна из боевых позиций этой машины - пшеничное поле. Мера вынужденная: в эту сторону боевики постоянно отправляют ударные дроны.
«Цели сейчас - в основном беспилотные летательные аппараты разных типов. Например, "Вампир", "Шарк", камикадзе», - говорит начальник расчета ЗРК «Тор» с позывным Орел.
Кроме беспилотников, среди целей «Тора» - тактические крылатые ракеты, снаряды РСЗО, авиабомбы, вертолеты и самолеты противника.
Комплекс может наносить прицельные удары сразу по четырем разным целям - как днем, так и ночью.
«Трудная цель, наверное, - это была "Баба-Яга" в ночных условиях. Потому что ее было очень тяжело обнаружить. Она шла на предельно низкой высоте, с очень низкой скоростью. И периодически уходила в помехи. Но мы за тот вечер, за ту ночь нашли и уничтожили две "Бабы-Яги"», - говорит заместитель начальника расчета ЗРК «Тор» с позывным Харон.
По всей протяженности Южно-Донецкого фронта подразделения группировки «Восток» успешно ведут наступательные действия. Безопасное небо над головами тех, кто двигает линию фронта каждый день, обеспечивают наши зенитно-ракетные расчеты.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»