В экспертном сообществе разделились мнения по поводу эффективности оценок за поведение в вопросе дисциплины среди школьников. Одни специалисты считают, что просто оценкой дело не исправить, другие - что она может стать для учеников мотивацией, а для педагогов - рычагом давления на непослушных воспитанников.
По мнению историка и заслуженного учителя РФ Александра Снегурова, обстановка в школах действительно требует дисциплинарных мер.
«Проблема актуальная, она обозначена верно, способ решения тестируется, что хорошо. Эта мера не решит актуальные проблемы дисциплины, развала структурной школьной композиции. Здесь ожидания разные. Для учеников это абсолютно незначимая оценка. Если она будет с чем-то связываться, с какими-то баллами дополнительными, то даже это роли не играет для большинства отвязных ребят и девчонок. На них оценка не подействует», - заявил он в комментарии «Звезде».
По его словам, на деле могли бы сработать меры советских педагогов Антона Макаренко, Станислава Шацкого. Это целый комплекс процедур и приемов, можно обращаться к опыту спецшкол, но просто оценка не решит ничего, считает Снегуров.
С другой стороны, такой механизм показал свою эффективность в советское время, считает зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова.
«Эта оценка поможет школьникам лучше понимать, какие поступки и как влияют на окружающих. Хорошая оценка может быть дополнительным позитивным баллом, стимулом для ребенка. В этом вопросе главное - обозначить четкие критерии, по которым должна быть выставлена такая оценка. В их числе, например, могут быть уважение, доброжелательные отношения к окружающим, соблюдение речевого этикета, организованность, пунктуальность, порядок на рабочем месте, соблюдение дисциплины во время урока и других школьных правил», - пояснила «Звезде» Лантратова.
Она добавила, что у учителей сейчас не хватает инструментов для воздействия на непослушных учеников. Оценка за поведение станет дополнительным рычагом влияния, который позволит более четко регулировать поведение учеников и стимулировать их к соблюдению правил.
Напомним, что Минпросвещения России подготовило пилотный проект с оценками за поведение в школах - он коснется учеников с 1-го по 8-й класс. Эксперимент уже вступит в силу с 1 сентября в 84 школах Новгородской, Ярославской, Тульской областей, ЛНР, Мордовии и Чечни. Оценки за поведение ученикам будут ставить классные руководители, учитывая мнение других учителей и администрации школы.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»