Кладовая музея - фондохранилище. Ограниченный доступ к бесценной коллекции иностранного оружия. Некоторые экспонаты никогда не выставлялись.
Их разделяет полтора столетия. Абордажный мушкет с раструбом и чехословацкий пистолет-пулемет «Скорпион». Это словно путешествие во времени, когда вот так можно прикоснуться к 19 веку.
Старший научный сотрудник Никита Оводков показывает четырехствольную американскую картечницу. Оружие это экспериментальное, в свое время так и не прижилась
«Бронзовая вся ствольная коробка, механизмы тоже бронзовые. Один прокрут - один выстрел», - сказал он.
Тогда - идея по сути провальная, а сейчас такой бронзовый пулемет мечтают заполучить себе ведущие музеи мира.
«Есть в этой уникальной коллекции иностранного оружия и вот такой редчайший экспонат. Австрийский штуцер итальянского мастера Жирардони. 18 век. Это дедушка пневматических винтовок. Состоит из двух частей - ствол и зарядный механизм, а это баллон с воздухом. У каждого стрелка было два таких баллона, каждый рассчитан на 20 выстрелов вот такими пулями», - показал корреспондент «Звезды»Роман Закурдаев.
Оружие - как отдельный вид искусства. Это когда доспехи немецкого рыцаря 16 века стоят дороже, чем несколько картин Тициана. Трофейная пушка времен наполеоновских войн, средневековые кинжалы и мечи, кажется, больше изящны, чем смертоносны.
Тринадцать залов и свыше полумиллиона экспонатов. Под сводами Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи все как 320 лет назад и как завещал Петр Первый: непременно собирать ценные экспонаты «достопамятных и курьезных» орудий». Такой как раз и была мортира «Самозванца» времен правления Лжедмитрия I. Ее целиком отлил из бронзы прославленный мастер Андрей Чохов.
Они словно сошли со страниц учебников истории: наган Иосифа Сталина, личные вещи Михаила Калашникова, интерьеры комнаты в польском Бунцлау, где умер фельдмаршал Кутузов. Живые свидетели судьбоносных событий и кровопролитных сражений. Вот наша шестифунтовая пушка, в которую попал снаряд в битве с французами при Прейсиш-Эйлау. Из-за вмятины внутри заряженного орудия застряло ядро.
«Враг делал попытки его захватить, а расчет его защищал. Несмотря на то, что расчет полностью был истреблен орудие это они не отдали, сохранили. И именно за этот подвиг Александр I приказал это орудие сохранить», - рассказал Михаил Никитин, начальник отдела.
Мундир офицера лейб-гвардии егерьского батальона очищают от вековой пыли. Так в реставрационных мастерских музея готовят будущие экспонаты. Тонкая, кропотливая работа специалистов, которые обычно остаются в тени громких выставок и сенсационных находок. Боевое знамя 96-го отдельного саперного батальона. В 1942 году в одной из деревень под Харьковом, попав в окружение, наши бойцы, чтобы стяг не достался врагу, его спрятали. Закопали в землю, где знамя пролежало 20 лет, прежде чем его нашли местные пионеры.
«Видно, что это химические следы. Вот эти белые пятна - они говорят, что это было что-то из осколков, горячее, химическое. Наше предположение, что это либо пули, либо осколки от снарядов», - показала на знамени художник-реставратор музея Лидия Горелова.
Знамя очистят от плесени и грязи, укрепят ткань. Но в память о той страшной войне эти ранения так и оставят нетронутыми. Ведь не случайно Военно-исторический музей артиллерии называют «подразделением вечности» в составе Вооруженных Сил России. Кажется, лучшего определения для этой крепости военных артефактов и не придумать.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»