Окраина Мариуполя недалеко от газораспределительной станции. Эти места, как и многие улицы города, нашпигованы минами и неразорвавшимися боеприпасами. Для саперов работы непочатый край.
Саперы готовы выдвинуться на опасный участок. Каждый облачен в специальный костюм - «доспехи». В руках миноискатель и щуп. Предстоит кропотливая, практически ювелирная работа.
Исследуя каждый сантиметр «зеленки», бойцы Международного противоминного центра почти сливаются с густой и высокой травой. Осторожно ступая, подразделение идет частой цепью, чтобы точно ничего не пропустить. Недалеко от белой цистерны с пропаном саперы обнаружили противопехотную мину с градусом поражения 16 метров.
Напряжение предельное, но саперов учили ни при каких обстоятельствах не терять профессионального хладнокровия. Командир принимает решение уничтожить мину на месте. Боец отточенными до автоматизма движениями устанавливает тротиловую шашку. До подрыва после этого 50 секунд: столько горит запал.
Военнослужащий с позывным «Честер» - опытный сапер. За плечами уже несколько горячих точек, в том числе Нагорный Карабах. Там тоже было тяжело, но такого количества мин, как в Мариуполе, говорит Честер, не видел нигде. Они буквально всюду: в траве, на асфальте, под кусками арматуры, в разрушенных зданиях. А еще Честер говорит, что в его работе страх необходим. Он помогает не совершать ошибок.
«При неосторожном обращении с ВОПом, взрывоопасным предметом, может произойти всякое. Например, при подрыве осколочного боеприпаса от РСЗО "Смерч" была выброшена граната, которую мы тоже позже утилизировали. Это один из многих случаев, которые у нас здесь происходят», - указал сапер Международного противоминного центра ВС РФ позывной «Честер».
Снова слышим подрыв. Саперы обнаружили и обезвредили гранату Ф-1, которую установили на растяжке прямо в здании газораспределительной станции.
Повсюду трубы, под землей газопровод, недалеко жилые дома - это сильно усложняет работу саперов. Уничтожать некоторые взрывные устройства на месте опасно, поэтому приходится вывозить их на специальный полигон. Это дополнительный риск.
«По минам, именно ПОМ-2 - это четыре единицы; гранат Ф-1 - семь штук; две гранаты РГО было найдено, большое количество гранат для подствольного гранатомета. Как правило, они уже с наколотым капсюлем, то есть они по каким-то причинам не сработали, не взорвались», - рассказал командир группы разминирования Международного противоминного центра ВС РФ с позывным «Махмуд».
Саперы говорят, что украинские военные фактически превратили жилые кварталы в сложные многоуровневые минные поля. Так что бойцам Международного противоминного центра придется еще задержаться в Мариуполе, пока этот город не станет полностью безопасным.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»