В Красноярском крае в густом лесу обнаружили и подняли американский истребитель «Аэрокобра». Их по ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны, США поставляли Советскому Союзу по легендарному Алсибу - так назывался авиакоридор между странами. Журналисты «Звезды» отправились в уникальную экспедицию Русского географического общества (РГО).
Экстремальная экспедиция, список участников ограничен и только нашей съемочной группе посчастливилось своими глазами увидеть, кто и как восстанавливает историю легендарного Алсиба. Каждую экспедицию приходится тщательно планировать, ведь место крушения расположено в труднодоступном районе тайги, до него несколько десятков километров и преодолеть их удается не с первого раза.
Самолет, который мы ищем - «Аэрокобра». Он один из тех, что в годы войны из Америки поставляли на советский фронт. Красноярск был финальной точкой воздушной трассы. Тысячи боевых и транспортных машин гнали с Аляски через Берингов пролив, Якутию и Чукотку.
«В Якутске, в 43-м году, когда перегон начинался, температуры достигали минус 60 градусов, то есть самолеты приземлившись на аэродром вечером, утром взлететь не могли, двигатели насмерть застывали, взрывались колеса. То есть резина настолько замерзала, что теряла эластичность», - рассказал член Русского географического общества Александр Матвеев.
Задача была трудной даже для летчиков-асов. Истребители предназначены для коротких боевых вылетов, а тут нужно преодолеть тысячи километров. В полк набирали лучших фронтовиков и летчиков гражданской авиации, но несмотря на это и все меры предосторожности, на Алсибе потеряли больше сотни человек. Большая часть катастроф пришлась на запуск трассы.
История летчика Аркадия Кольцова, управлявшего «Аэрокоброй», оставалась последним белым пятном. Обстоятельства трагедии восстановили по архивным документам, а вот место, где погиб Кольцов долго найти не могли. Хотя жители ближайшей деревни об упавшем самолете знали.
«Дед мне рассказывал, приводил сюда пацаном, когда я маленький был, показывал место крушения самолета. Ну люди знали, кто жил в деревне, а больше никому было не интересно», - вспомнил местный житель Сергей Жаворонок.
Три года назад на место вышли поисковики, но извлечь и вывезти части машины не удалось. Подняли лишь останки пилота. Машину весом в 2,5 тонны от сильного удара просто впечатало в грунт. В этот раз на место вернулись со специалистами Русского географического общества, полицией и МЧС.
Отлично сохранившиеся лопасти, запчасти с заводской краской, оружие - все это украсит коллекцию любого музея, уверены поисковики, а вот пушку поднять не удалось.
«Нашли одно, а начинаешь работать, это же физический труд дикий. Ну вот даже сегодня, вот сколько мужчин, как говорится, все в поту. То есть это не так просто, не так легко», - объяснил поисковик, член Русского географического общества Сергей Свентитский.
Все находки тщательно упаковали. Утрамбовали грунт на месте раскопок, а на дереве закрепили табличку с историей погибшего летчика. Найденные детали скоро станут частью выставки, посвященной юбилею Алсиба. В этом году легендарной воздушной трассе исполняется 80 лет.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»