По подземным тоннелям, вырытым прямо под жилыми кварталами в пригороде Дамаска, еще совсем недавно передвигались террористы. Копали так, чтобы могли ездить автомобили и даже бронетехника. В таком самодельном метро они скрывались от авиаударов, прятали оружие и скрытно перемещались, атакуя правительственную армию. Теперь настало время окончательно стереть эти следы войны.
Террористов из этих мест выгнали, но проблемы остались: большие подземные пещеры очень сильно влияют на устойчивость грунта. Перед строителям стоит очень серьезная задача - заполнить пустоты снизу доверху каменной крошкой вперемешку с бетоном.
Восточная Гута - это пригород Дамаска. Кругом разрушенные остовы зданий и ни одного уцелевшего строения. Директор строительной фирмы Мамун Зейдан показывает большой котлован, вырытый под новое жилье. По срезу очень хорошо видно, насколько глубоко боевики рыли свои ходы.
«Мы хотим построить на этом месте современный жилой дом... Мы заранее нарисовали его проект, тут будет вся инфраструктура: тротуары, детские площадки, газоны. Сейчас надо только заделать подземные дыры, чтобы новый дом в будущем не покосился и не рухнул», - говорит он.
Ликвидация подземных пустот - это лишь малая часть восстановления огромного жилого района. Основные работы проходят на поверхности. Коробки домов истерзаны взрывами, пулями и осколками снарядов.
«Перед началом работ каждое здание смотрит инженер с аппаратурой. Проверяет устойчивость бетонных опор, целостность монолита, наличие трещин. Если каркас не сильно поврежден - это полдела. Если повреждения сильные, то приходится полностью сносить остов и строить с нуля», - продолжает Зейдан.
В условиях западных санкций сирийские строители проявили смекалку. Весь лом и разный строительный мусор они повторно пускают в производство. Проблему нехватки стройматериалов здесь частично решают своими силами, крошат поврежденные бетонные плиты, извлекают арматуру и выпрямляют ее с помощью нехитрого станка.
Восстановление жилых домов в Восточной Гуте ведется руками тех, кто их разрушил. На стройплощадке сейчас работают бывшие боевики. Иса Халед во время войны остался без денег и вынужден был служить джихадистам за десять долларов в месяц.
«Когда Россия пришла на помощь правительству Сирии, у нашей незаконной группировки начались проблемы. Нам перестали платить и давать еду, начались внутренние распри. В итоге я сдался. Сейчас заново строю дома. Закрываем подземные ходы, которые я сам когда-то рыл, и мой труд теперь не разрушительный, а созидательный. На благо моей родины», - делится он.
Еще одну проблему, мешавшую мирному строительству, решили российские саперы, проведя разминирование в этих местах. При разборе завалов разрушенных кварталов строители ежедневно собирают целую коллекцию военных экспонатов: противотанковая мина, кустарные бомбы, самодельное ружье с глушителем, оптический прицел с функцией ночного видения. Все это складируется и затем вывозится для последующего уничтожения.
Тем временем мертвый город постепенно начинает оживать. По мере сдачи нового жилья в свои дома постепенно возвращаются люди.
«У боевиков была огневая точка прямо в моем доме. Их очень долго выбивали отсюда. И наша квартира после боев почти полностью уничтожена. Я думал, что останусь один на один со своей проблемой. Но сейчас вижу, что профессиональные строители окажут мне помощь», - говорит местный житель Ахмад Идрис.
После окончания войны в одной только Восточной Гуте восстановили почти полтысячи многоквартирных домов. Среди развалин постепенно вырастают островки мирной жизни: появляются первые магазины, ремесленники открывают лавки. На улицах впервые за долгое время слышен детский смех.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»