Внутри секретного объекта: как устроен уникальный музей с подземной гаванью в крымской Балаклаве

В скором времени музей пополнится главным экспонатом - настоящей подводной лодкой.
© Видео: ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА» © Фото: ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»
Читайте нас на:

В крымской Балаклаве после реконструкции открылся уникальный музей-укрытие подводных лодок. Это бывший секретный объект 825, или противоатомное убежище, которое построили еще во времена Холодной войны. В результате масштабного ремонта военные строители превратили его в абсолютно новый, современный арт-объект. Аутентичную атмосферу убежища дополнили мультимедийными технологиями и инсталляциями.

Комплекс с подземными тоннелями, сухим доком и даже судоремонтным цехом возводили почти восемь лет, секретная база могла выдержать прямое попадание атомной бомбы, в несколько раз превосходящей удар по Хиросиме. В церемонии открытия нового музея принял участие заместитель министра обороны Тимур Иванов. По его словам, осенью в подземный канал отбуксируют настоящую подводную лодку.

«633 проект. Средняя подводная лодка. Она, на сегодняшний день, стоит здесь недалеко. Настоящая подводная лодка. В чем уникальность - она законсервирована. Сейчас будут проведены доковые работы, чтобы непосредственно завезти ее в док на территорию подводного комплекса», - пояснил он.

Световые вспышки и звук настоящего взрыва. По коридорам бомбоубежища расходится мощная взрывная волна. Быстрее, чем скоростной поезд и даже реактивный самолет. Так военные строители создали эффект разорвавшейся в Балаклавской гавани ядерной бомбы. А инженеры еще при строительстве продумали, как ее заглушить. Коридоры специально делали не прямыми, а изогнутыми.

«Повороты коридоров были выполнены специально во всех подземных комплексах. В нашем, в том числе. На этом повороте гора над нами достигает своей самой высокой точки - 126 метров скального грунта. Чтобы представить себе, что это такое, - это примерно 42 этажа скалы сейчас над нами», - говорит начальник научно-просветительного отдела военно-исторического музея фортификационных сооружений Светлана Миненко.

Все это сегодня - залы уникального музея. Паттерны, подземный морской канал, доковая станция для ремонта. И даже самая засекреченная часть бункера - его ядерный арсенал. А когда-то о существовании этого подземного причала знали только моряки-подводники.

Военным это место более известно под шифром «объект 825». Всем остальным - как убежище подводных лодок. Это такой тайник в скале, куда субмарина могла незаметно зайти и где могла укрыться даже от ядерного удара. Сквозь всю скалу проходит подземный судоходный канал. Подводную лодку защищали массивные своды непробиваемой скалы Таврос.

Сложнее, чем пробить это укрепление, только его обнаружить. У подземной базы флота - два выхода и оба сливаются с рельефом. Сам противоатомный комплекс - это целый город с подземными дорогами, заводскими цехами, собственным хранилищем горючего и причалами. На то, чтобы все это привести в порядок у специалистов военно-строительного комплекса Министерства обороны России ушло два месяца.

«Для меня, для моей организации не бывает сложных объектов. Бывают интересные объекты. И этот не похож ни на один, которые мы строили до этого. Здесь мы столкнулись с теми работами, которые даже по устройству фибросталебетона с применением топинга, здесь не каждая техника может зайти в штольню. Здесь стесненные условия и мы залили, здесь порядки 1500 кубов бетона. И где-то десять процентов мы перевезли на тачках вручную. Потому что не везде могла зайти техника. Были вот такие моменты. По заливке полутораметрового прохода - нам приходилось собирать плоты и проводить по ним бетоновод», - рассказывает представитель подрядной организации Евгений Кузьмин.

Дозиметр радиации, автоматическая герметичная дверь, стены из сверхпрочного бетона - до трех метров толщиной. Музейная экспозиция полностью обновлена. Теперь вместо настенных баннеров и витрин с экспонатами - интерактивные площадки, мультимедийные зоны со световыми и шумовыми спецэффектами. Основной музейный экспонат, подводную лодку, сейчас чинят на Севастопольском судоремонтном заводе. Там же обслуживаются и действующие субмарины Черноморского флота. Так что в планах не просто текущий ремонт объекта, а полное восстановление.

В ДPУГИХ CMИ
Загрузка...
Вас заинтересует
Экспертное мнение и аналитика
Читать далее
читайте ниже следующую новость