Сегодня вековой юбилей отмечает Федор Русаков. В биографии этого человека немало рискованных операций. В годы Великой Отечественной войны он с партизанами ходил в тылы противника, потом стал командиром танкового взвода.
В свои 100 лет Федор Иванович Русаков сетует разве на то, что у любимой гармошки западает клавиша, звук получается нечистый, а из-за пандемии никак не удается отнести ее мастеру. Жалоб на здоровье и на жизнь от него не услышишь - сказывается боевая закалка.
Двадцатого июня 1941 года он окончил школу, а всего через 1,5 суток началась война, и меньше чем за месяц она докатилась и до его небольшой деревни Гуторово в Смоленской области. От офицера Красной армии он еще мальчишкой получил первое боевое задание - пройти через оккупированную территорию и передать пакет с приказом на отход командиру части, с которым была потеряна связь. Юноша, хорошо знавший все тайные тропы, с заданием справился.
«Приходит полковник, я ему дал пакет. Он мне говорит: "Сыночек, если бы у меня был какой-то орден, я бы тебе его повесил". Тогда же очень строго было, оставлять позиции они не имели права», - вспоминает Федор Русаков, ветеран ВОВ и госбезопасности.
После Федор Русаков ушел в партизаны. Смелого парня записали в разведку, и два года он ходил по тылам противника. Он все мечтал попасть в авиаучилище и стать летчиком-истребителем, но судьбой ему было суждено громить фашистов на танке. Окончив с отличием танковое училище, получив экипаж и боевую машину, он вместе со своим полком загрузился на платформы и отправился на фронт. На дворе был уже 1944 год, немцев отбросили к западным границам, и эшелон сделал остановку на станции Ярцево, неподалеку от родной деревни.
Отряд карателей-коллобарационистов казнил почти 150 мирных жителей: стариков, женщин и маленьких детей. Людей сжигали заживо, заперев внутри полыхающих домов. Тех, кто пытался спастись, выбегая из пламени, расстреливали. От рук фашистских прихвостней погибли мать, сестры и племянники Русакова. Чудом остался в живых отец Федора Ивановича. Он рассказал сыну о том, как хоронил погибших. Тогда молодой офицер поклялся во что бы то ни стало отомстить и отправился на фронт.
Федор Иванович воевал в составе 3-го Белорусского фронта в Восточной Пруссии, затем освобождал Польшу, а в Германии был неординарный случай, когда Русакову поручили уничтожить группу отступающих немцев. Метким выстрелом из танка он уничтожил сразу несколько человек, а остальных решил взять в плен.
Новость о Победе застала танкиста в Германии. Прослужив еще, он вернулся в Смоленск и поступил на службу сначала в МВД, в отдел борьбы с бандитизмом, а затем стал сотрудником госбезопасности и приложил немало усилий, чтобы те, кто сотрудничал с фашистами и мучил людей, получили заслуженное наказание. Но Федор Иванович всегда оставался корректен даже с теми, кого должен был люто ненавидеть.
«Из лагеря он прислал мне письмо, где пишет: "Федор Иванович, если бы вы как партизан попали к нам, я бы вас без всякой жалости расстрелял, а после того, как вы со мной разговаривали и еще разрешили свидание с сыном, когда не положено было, я бы сейчас расстрелял всех полицейских, а вас бы спас"», - делится ветеран.
В свой 100-й день рождения человек, на чей век выпало немало испытаний, не озлобился и за свою долгую жизнь благодарит родителей, которые еще в детстве научили главному - любить людей.
«Главное дело - любить людей, мама мне еще говорила: если будешь начальником или командиром - никогда не повышай голос. Долголетие складывается из любви к людям, к своей семье, к близким», - признается Русаков.
О жизни Федора Ивановича написана книга. На почти 500 страницах с трудом уместилась трудная, насыщенная испытаниями и трагическими моментами история жизни длиною в век.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»