Машины-амфибии ярко-синего цвета созданы специально для эвакуации и спасения космонавтов. Уникальные вездеходы работают во время космических взлетов и посадок.
Снегоболотоход прокладывает дорогу основной группе поисково-эвакуационных машин по непроходимым топям и болотам, по снежным заносам, которые в казахстанской степи бывают выше пяти метров.
Наземная группа первой выдвигается в предполагаемый район посадки спускаемого аппарата. В Казахстане по целине «Синие птицы» проходят до нескольких десятков и даже сотен километров по бездорожью. Экспедиция занимает от пары дней до полутора недель.
По легенде, первыми до экипажа МКС добирается воздушная группа. Вертолет Ми-8 высаживает у места посадки десанта медиков и спасателей.
На извлечение из капсулы, медицинский осмотр и эвакуацию экипажа отводится менее получаса. Разыгрывается два сценария. Первый - штатная посадка. В ней, помимо десанта медиков и спасателей, серьезную работу проводят прибывшие на место экипажи поисково-эвакуационных машин. Они обеспечивают связь, организуют обогрев космонавтов, развертывают мобильный исследовательско-медицинский пункт. По условиям второго сценария спускаемый аппарат приземлился за 200 километров от рассчитанной точки. Места для посадки вертолета нет - мешает снежный наст в несколько метров. Космонавтов поднимают на лебедке.
Впервые в тренировке поисково-спасательной группы на авиабазе Упрун в Челябинской области используются сразу два спускаемых аппарата «Союз». Один необходим для тренировки вертолетчиков, его транспортирует Ми-8. Во втором находятся космонавты.
Тренажер «Одиссей» создан на базе спускаемого аппарата «Союз ТМА-09». Эта капсула была на орбите 166 дней, на ней в ноябре 2013 года у города Жезказган в Казахстане приземлился экипаж МКС. Здесь сохранены все узлы и приборы, кресла космонавтов и даже рулевое управление.
В тренажере работают системы кондиционирования, освещения, проблесковые маячки. Реальный «Союз ТМА» позволяет спасателям отработать все нюансы извлечения космонавтов, исключить травмы, подготовиться к сложным случаям. Военнослужащие поисково-спасательной службы ЦВО встречали всех космонавтов и астронавтов, которые возвращались с международной космической станции. Нынешняя тренировка - своего рода повторение пройденного материала.
Всего ПЭМ - поисково-эвакуационных машин - в мире 12. Каждая из них спроектирована под конкретную задачу - под транспортировку космонавтов, мобильный медицинский пункт. Это машина-погрузчик. Она доставляет капсулу с места посадки в аэропорт Караганды.
Перед предстоящей поисково-спасательной спасательной операцией «Синие птицы» прошли глубокую модернизацию.
«Прошли модернизацию, начиная от рулевой рейки, колесной базы, двигательной установки, радиоаппаратура была проведена, система кондиционирования отремонтирована», - рассказал начальник поисково-спасательной и парашютно-десантной службы ЦВО Евгений Солнцев.
Уже в середине апреля команда «Синих птиц» вместе с коллегами - летчиками, спасателями и медиками - отправляется в очередную командировку в Казахстан. Сначала запуск на полигоне Байконур, а через несколько дней посадка в степях у казахстанского Жезказгана.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»