Соревнования Армейских международных игр «Танковый биатлон» - в самом разгаре. Сможет ли сборная России в восьмой раз подряд завоевать «золото» турнира и подтвердить статус абсолютного чемпиона, станет ясно совсем скоро: уже в это воскресенье состоятся финальные заезды. Как и на любом соревновании, финалу предшествовала огромная работа: экипажи усиленно тренировались, а танки проходили тщательную подготовку. Ее секреты открыли специалисты Уралвагонзавода (входит в Ростех).
В обязанности работников управления сопровождения жизненного цикла выпускаемой продукции Уралвагонзавода входит подготовка машин - как для российской, так и для иностранных сборных, ежедневный осмотр танков в ходе турнира, оперативная помощь «в поле» и консультация экипажей. С июня на полигоне в Алабино работают 25 уралвагонзаводцев. Все - универсальные специалисты, способные осуществить и диагностику, и ремонт танка, а также сесть за рычаги машины. В течение двух месяцев они проводили осмотр танков и проверяли работоспособность всех систем.
После диагностики, в зависимости от выявленных недостатков, осуществляли текущий ремонт и восстановление машин: например, меняли двигатели, коробки передач и так далее. Вместе с уралвагонзаводцами подготовкой «семьдесятдвоек» занимались представители других предприятий концерна УВЗ: Завода №9, ЧТЗ-Уралтрак, Осктрансмаша, а также заводов-комплектаторов.
На «Танковый биатлон» отбираются самые ответственные и опытные специалисты. Начальник участка управления сопровождения жизненного цикла выпускаемой продукции Уралвагонзавода Алексей Бревнов работает на предприятии с 18 лет. Говорит, что другого пути для себя не видел: на УВЗ работали родители, бабушка, прабабушка, и он продолжил трудовую династию. Начинал с грузчика в цехе мелких узлов, а к работе с танками пришел самостоятельно.
«Читал техническую литературу. Вот танк, вот книжка - так и выучил», - сказал Алексей.
Уже 11 лет его работа связана с обслуживанием техники Уралвагонзавода в войсковых частях по всей стране.
«Ответственность, возложенная на нас здесь, в Алабино, огромна. Самая большая сложность нашей работы, если сравнивать, например, с подготовкой техники к Параду Победы, состоит в том, что в "Танковом биатлоне" нагрузки и эксплуатация машин находятся на запредельном уровне. Поэтому нужно сделать все, чтобы танк выдержал. Залогом этого являются опыт, правильное обслуживание, четкое соблюдение инструкций по эксплуатации, грамотный технический подход и доведение этого подхода до экипажей», - рассказал Алексей.
Команда у уралвагонзаводцев дружная. Есть в ее составе и молодежь. Именно на «Танковом биатлоне» можно пройти огонь, воду и медные трубы и получить неоценимый профессиональный опыт, отметил Алексей Бревнов.
В этом году пандемия коронавируса внесла в проведение турнира некоторые коррективы. Если в прошлом году в «Танковом биатлоне» участвовали более 20 стран, то в этом году всего 16. Китай и Беларусь соревнуются на своих машинах, 14 команд выступают на «семьдесятдвойках». Для них танки Т-72Б3 также подготовлены специалистами Уралвагонзавода. А это ни много ни мало 80 машин.
Ежедневно специалисты управления сопровождения жизненного цикла выпускаемой продукции осматривают технику после заездов. Проверяется ходовая часть, моторно-трансмисионная установка, системы управления огнем, противопожарной безопасности, автомат заряжания. Накануне заезда особое внимание уделяется работоспособности и безотказности систем стабилизатора, всех видов запуска, чистке пушки. Больше всего вопросов у иностранных экипажей вызывает система управления огнем, и уралвагонзаводцы всегда готовы помочь, рассказать, проконсультировать. Отказов техники практически не бывает.
«Танки и экипажи показывают себя в этом году лучше, чем в прошлом. Состав команд не изменился, поэтому с техникой они знакомы, опыт есть. Скажу, что экипажи даже более подготовленные. Стрельба на хорошем уровне, что в первом дивизионе, что во втором. Ошибки, конечно, бывают, но это уже человеческий фактор. От них никто не застрахован. Где-то нажали не ту кнопку, где-то тумблер не включили... Для исправления таких ошибок у нас работает две ремонтных бригады. Они оперативно выезжают в поле и на месте устраняют причину неполадки. Несмотря на то, что объясняются без переводчика, все решают», - рассказал мастер управления сопровождения жизненного цикла выпускаемой продукции Андрей Овчинников.
Для Андрея этот турнир - второй в карьере. На Уралвагонзаводе он работает с 2015 года: пришел сюда после армии, где служил в танковых войсках. На «Биатлоне» Андрей занимается обслуживанием «семьдесятдвоек» для иностранных экипажей. По его словам, эта командировка занимает особое место в его профессиональной деятельности, ведь далеко не каждый сюда попадет. Работа, можно сказать, креативная: каждый раз случается что-то новое, необходимо выявить проблему и оперативно ее устранить.
Во время заездов специалисты Уралвагонзавода собираются на импровизированном пит-стопе, где стоят два автомобиля «Тайфун», готовые по первому зову выехать с ремонтной бригадой в поле. Также отсюда удобно наблюдать на большом экране за ходом гонки. Эмоций на пит-стопе не меньше, чем на трибунах: зрители волнуются, хватаются за голову, взрываются восторженными аплодисментами.
«На старте я спокоен. Волнение начинаются на стрельбах, ведь от них все зависит! Промахнулись - штрафной круг либо дополнительные боеприпасы, много времени на этом теряется. Когда в заезде участвует российская сборная, сердце, бывает, екает. Повышенное внимание к Китаю, потому что это наш прямой конкурент. За китайской сборной интересно наблюдать!» - отметил Андрей Овчинников.
«Переживаю и за нашу сборную, и за иностранные команды, особенно когда у них что-то не получается. Но болею, конечно, за Россию! Нужно побеждать!» - признался Алексей Бревнов.
Лучшую оценку технике могут дать только танкисты. Каждый год и российские, и иностранные экипажи хвалят танки Т-72Б3 и благодарят уралвагонзаводцев за работу. Этот турнир - не исключение.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»