В небе над Челябинской областью воздушный танкер Ил-78 заправил топливом два десятка самолетов оперативно-тактической авиации Центрального военного округа.
Танкер Ил-78 способен поднять на высоту шесть тысяч метров 120 тонн авиационного керосина. Такого количества горючего достаточно, чтобы дозаправить в воздухе две эскадрильи менее чем за час.
Набрав нужную высоту, экипаж танкера выпустил из-под крыльев конусы, заправочные шланги длиной 26 метров. Их диаметр всего 20 сантиметров. В это игольное ушко полуторометровой штангой на предельно низкой скорости должны попасть пилоты Су-34. Для этого экипаж истребителя-бомбардировщика на доли секунды добавил обороты двигателя, и скорость машины увеличилась более чем на 100 километров в час.
Дозаправка истребителя-бомбардировщика Су-34 длится пять-семь минут. Две тонны горючего за минуту перекачивает танкер в баки современной боевой машины.
После дозаправки пилот снизил скорость. От натяжения защелка на штанге автоматически раскрылась и зонд отсоединился. Экипаж поймал нужный воздушный поток и ушел вниз от Ил-78. Впервые дозаправку в воздухе без инструктора отработали молодые пилоты МиГ-31БМ.
На скорости 550 километров в час к Ил-78 подошел перехватчик. Многотонные машины шли практически крыло к крылу. Расстояние между ними предельно мало - всего десять метров. Экипаж перехватчика пристыковыл заправочный зонд, после чего началась дозаправка.
Всего летчики выполнили более 50 полетов с аэродрома Шагол в Челябинской области. Было сделано 150 стыковок и подходов к авиационному танкеру, в том числе 60 ночных дозаправок.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»