С января по декабрь 2020 года телефонные аферисты и онлайн-мошенники похитили у россиян почти 150 миллиардов рублей, при этом чаще всего люди сталкиваются с махинациями с банковскими картами, медцентрами и ЖКХ.
Пандемия коронавируса, нагнавшая жути на всю планету, подсказала иным неплохой способ на ней заработать. Например, мошенники ходили по квартирам доверчивых москвичей и предлагали им обработать вентиляцию от коронавирусной инфекции. Свои услуги они оценили в скромные 60 тысяч рублей.
«Я говорю, я даже десять тысяч не могу вам дать, а мне ответили они ну хотя бы 12 тысяч тогда. Я уже думаю, мне уже как-то неприятно стало, и я говорю: «Ладно!» и принесла им (мошенникам – прим.ред.)12 тысяч, а они мне дали товарный чек», - рассказала обманутая пенсионерка.
Сколько было таких, у кого наглость незнакомых людей застала врасплох в собственной квартире. При себе у предполагаемых мошенников нашли целые списки возможных жертв. Данные стариков одна из участниц банды раздобыла, когда занималась установками систем водоочистки.
«Злоумышленники действовали по заранее продуманной схеме. Двое из них были якобы сотрудниками обслуживающей компании и предлагали продезинфицировать квартиру. Третий представлялся старшим менеджером и собирал деньги», - сообщил начальник управления информации и общественных связей ГУ МВД России по г. Москва Владимир Васенин.
Еще одна распространенная схема мошенничества - подделка официальных квитанций. К тому, что среди писем в почтовых ящиках нередко попадается реклама, все привыкли. Теперь, даже фальшивый счет за интернет и кабельное ТВ можно не отличить от оригинала.
В пределах мегаполиса даже вынудили столичный департамент ЖКХ разослать специальное предупреждение. В период тотального перехода на удаленку все большую популярность набирают электронные письма с требованием погасить несуществующий долг. После этого звонит человек, который представляется сотрудником управляющей компании и грозит штрафом, если с ним немедленно не рассчитаются.
«Если вам пришла платежка, в которой обозначено наличие долга, то не нужно ее немедленно оплачивать. Если есть минимальные сомнения, то нужно разобраться. Важно помнить, что проводками денежными никогда не занимается управляющая компания, это дело банка», - рассказала исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль», член общественного совета Минстроя РФ Светлана Разворотнева.
Больше всего на пандемии обогатились фиктивные медработники, которым за один разговор по телефону удалось выманить больше пятидесяти тысяч рублей. На втором месте - лже-сотрудники службы безопасности банков. Из одного клиента они в среднем вытягивают до 30 тысяч рублей. На фоне решения властей о социальных выплатах, тут же появились мошенники, которые на так называемых фишинговых сайтах, обещают помочь их оформить. А в действительности, лишь крадут данные карты.
«Огромное количество атак в этом году видели на сервисы онлайн-магазинов, на сервисы доставки. То есть в периоды самоизоляции, когда люди находились дома, все очень быстро перешли, рывком, можно сказать, в онлайн», - сказал эксперт по кибербезопасности Константин Игнатьев.
Общий объем рынка мошенничества по сравнению с прошлым годом вырос до 150 миллиардов рублей. По всей видимости, это не окончательная цифра. Свою роль тут играет и рост банковских утечек, и человеческий фактор. Заработать все и сразу - для многих легкая возможность именно в пандемию.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»