День дальней авиации Воздушно-космических сил (ВКС) России отмечается 23 декабря. История уходит в далекое прошлое, когда еще Николай II распорядился создать эскадру бомбардировщиков «Илья Муромец».
Седьмого августа 1941 года жители Берлина не верили своим ушам, но так и было: воздушная тревога. Столицу Третьего рейха бомбили советские самолеты. С территории СССР прилетели ДБ-3Ф - далекие предки современных боевых машин.
Когда этот день закончился, про дальнюю авиацию заговорили всерьез. И теперь точно ясно, что не зря. Сейчас это самые высокотехнологичные самолеты мира. Например, Ту-160 может подняться в два раза выше, чем обычный пассажирский борт. Всего на таких машинах наши летчики установили 44 мировых рекорда. Только и остается гражданским пилотам провожать взглядом белый лебедь, парящий на недосягаемой высоте.
Ту-95МС - один из самых мощных, быстрых и при этом экономичных турбовинтовых самолетов в мире. А вот Ту-22М3 настолько в свое время напугал натовское командование, что оно попросило советское руководство снять с ракетоносца штангу для дозаправки в воздухе, чтобы далеко не летал. Эти и другие машины сейчас - основа российской дальней авиации.
«Мы в этом году получаем новую модернизированную авиатехнику, уже получили достаточное количество. Она хорошо себя зарекомендовала, при выполнении всех задач, которые возлагаются на ДА (дальняя авицация – прим.ред.), потому надеюсь, что и качественный и количественный состав ДА будет только увеличиваться. И мы и в следующем году все поставленные задачи выполним с хорошим качеством», - поделился командующий Дальней авиацией Сергей Кобылаш.
В сентябре этого года летчики дальней авиации совершили невозможное – облетели всю Россию. Позади более 20 тысяч километров, 25 часов в воздухе. Сначала вдоль наших южных рубежей, потом повернули и прошли над нейтральными водами северных морей. А для них это долгое, но вполне себе рядовое задание. Наши ракетоносцы регулярно патрулируют границы России и летают даже через океан. Преодолели до Венесуэлы десять тысяч километров. Были и в Южно-Африканской республике, в Индонезии.
Дозаправка в воздухе каждый раз - сложнейшая, ювелирная операция, но для военных летчиков это дело привычное. Ил-78 с огромной цистерной топлива на борту занимает позицию впереди. Полчаса максимум и все, стратегам уже не нужна посадка, дозаправка.
Модифицированный Ил-78 благодаря большей экономичности и увеличенной мощности двигателя стал куда более мобильным и эффективным. Он может взять на борт больше топлива, что позволяет ему либо дольше находиться в воздухе, либо заправить больше самолетов. Такие машины скоро поступят в распоряжение наших Воздушно-космических сил. Уже подписан контракт на поставку десяти модернизированных самолетов - заправщиков.
В 2015 году, в Сирии, дальняя авиация проходила проверку боем. Ракетоносцы методично уничтожали опорные пункты, нефтяные заводы, тренировочные лагеря боевиков. А ведь всего за несколько часов до этого машины поднимались с российских аэродромов. Некоторые самолеты даже из-за полярного круга прилетели, обогнув Европу.
«На сегодняшний день мы эксплуатируем самые современные образцы, которые прошли модернизацию и удивляют весь мир своими возможностями по поражению целей. Тем самым находимся сейчас в той триаде ядерной, которая обеспечивает сегодня безопасность нашего государства», - рассказал командующий ВВС России, заместитель Главнокомандующего ВКС Сергей Дронов.
Именно в этом назначение дальней авиации. Они долетят туда, куда другие самолеты не дотянут. Сдерживать и предупреждать – это задача военных летчиков, которые пилотируют современные ракетоносцы. Ведь противник дважды подумает, а стоит ли вообще нападать, когда ответный удар, в буквальном смысле, уже через пару часов прилетит.
Подробнее в сюжете Павла Ремнева.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»