Новый путь самолета к облакам начался даже не с земли, а со дна озера Кривое в Мурманской области, куда он ушел под лед в ноябре 1943-го. В истории этой находки тесно сплелись огромное желание сына летчика, тяжелая работа, упорство поисковых отрядов в течение девяти экспедиций и удача: долгое время самолет искали в озере Черногубское, а он ждал второго рождения в соседнем, неподалеку.
«Было нанесено большое количество повреждений крыла, часть осколков попала в патронный ящик со снарядами. Шесть или семь снарядов взорвалось, и опять повезло летчику Скопинцеву, что не сдетанировало и он сумел все-таки долететь до аэродрома», - рассказал руководитель проекта «Крылатая память Победы» Борис Осятинский.
Находка этого самолета стала по-настоящему уникальным событием. Удалось восстановить до 70% оригинальных деталей и запчастей, в том числе практически полностью фюзеляж и двигатель самолета. Над остальным тщательно поработали реконструкторы. Например, на оригинальных подвесах висят реактивные снаряды РС-82 - одно из самых грозных оружий штурмовика в годы Войны.
На память о последнем бое под кабиной оставили отверстие от 20-миллиметрового снаряда немецкой зенитки, пробившего генератор. Новосибирские реставраторы изначально ставили перед собой задачу обязательно поставить штурмовик на крыло.
В своей новейшей истории штурмовик налетал уже около 40 часов. Особняком стоит его перелет по местам боев 1-го Белорусского фронта, через Брянск и Познань до самого Берлина. Весной 2018 года его восторженно встречали на каждом аэродроме. А в 2019 году он принял участие в параде Победы в Великом Новгороде.
Ил-2 изначально создавался как штурмовик. Многослойная броня была конструктивным элементом и несла нагрузку, что позволило снизить массу конструкции. Самолет был сконструирован двухместным, однако на испытаниях этот вариант машины показал характеристики, которые не удовлетворили военных. В результате было принято решение о создании одноместного штурмовика, а на месте стрелка был установлен дополнительный топливный бак.
Ил-2 стал самым массовым боевым самолетом не только Второй мировой войны, но и во всей истории авиации. Всего было построено 36 183 самолета. Превосходит этот показатель только легкий гражданский самолет Cessna-172, производство которого было начато в 1956 году и продолжается до сих пор.
Самолет установлен как памятник во многих российских городах, есть во многих музеях авиации. Однако летающих штурмовиков по состоянию на 2018 год всего два.
У нацистов получил прозвище «Бетонный самолет», «Железный Густав», а также, по некоторым советским послевоенным источникам, «Schwarzen Tod», что в переводе с немецкого означает «Чума», а дословно - «Черная смерть».
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»